Марина Маслова
Картотека словесных игр для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека словесных игр для детей младшей группы.
Карточка 1
Ладушки
Цель игры: научить детей младшего дошкольного соотносить действие со словом потешки.
Ход игры. Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог садится так, чтобы его видели все дети.
Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Слова:
Ладушки, ладушки! Бабушка добренька
Где были? - У бабушки! Попили, поели,
Публикация «Картотека словесных игр для детей младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Словесные игры
- Темочки
- Что ели? - Кашку! Шу-у-у- полетели!
- Что пили? - Бражку! На головку сели
Кашка масленька, Сели, посидели,
Бражка сладенька, Прочь улетели!
Движения:
Педагог и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, педагог после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".
Педагог старается, чтобы дети запомнили слова и движения потешки, и в следующий раз попытались произнести вместе с педагогом.
Карточка 2
Игра с пальчиками
Цель потешки: приучать детей слушать речь педагога; понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Ход игры. Педагог показывает на своей руке пальцы, произнеся: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".
Слова
"Пальчик-мальчик,
Где ты был?" -
"С этим братцем -
В лес ходил,
С этим братцем -
Щи варил,
С этим братцем -
Кашу ел,
С этим братцем -
Песни пел!"
Движения:
Педагог показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.
"Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка", и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками).
Карточка 3
Про сороку
Цель потешки: Учить детей улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Ход потешки. Дети садятся напротив педагога. Педагог указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку", приговаривая:
Слова:
Сорока, сорока, А этому ничего не дала
Сорока - белобока Ты дров не таскал,.
Кашу варила. Ты воды не носил
На порог скакала, Ты каши не варил.
Гостей скликала. Вот тебе ложечка -
Гости на двор - Свари сам себе кашку.
Кашу на стол. Тут пень, тут колода,
Этому на тарелочке, Тут дрова,
Этому на блюдечке, Тут горячая вода
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
Движения:
Педагог и дети варят кашку" вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибается.
При повторении игры педагог предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".
Карточка 4.
Коза рогатая
Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,
Дети стоят перед педагогом, лицом к нему. Педагог, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,.
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет -
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.
Карточка 5
Заинька
Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры. Дети становятся в круг. Педагог считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Педагог и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит,
Некуда серому выпрыгнут
Заинька, поскачешь -
Выскочишь,
Серенький, попляшешь -
Выпустят.
Педагог с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Карточка 6
На птичьем дворе
Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение
Ход игры. Педагог предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают.
Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.
В следующий раз педагог делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки".
"Наши уточки с утра", - говорит педагог," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.
Карточка 7
Конь
Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Педагог становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру. - говорит педагог.
Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".
Карточка 8
Петушок
Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
Ход игры. Дети и педагог садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Педагог обращается к детям: "Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком". (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо, что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем педагог и дети произносят слова:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить "ку-ка-ре-ку. Игра повторяется 3-4 раза.
Карточка 9
Хохлатка
Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.
Ход игры. Педагог показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. "Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому её и называют хохлаткой.
По дворику хохлатка,
По дворику хохлатка
С цыплятами идет.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовет:
"Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!"
Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: "Вернитесь! Не смейте убегать!" - вы все прибежите ко мне".
Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны. Педагог приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и обращаясь к ним, произносит: Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!
Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза.
Карточка 10
Сова
Цель игры. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Педагог считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова педагога и детей:
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Движения;
Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.
Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.
Услышав слова "как полетит", дети убегают, а сова
их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.