Наталья Вдовина
Картотека речевых подвижных игр по теме «Насекомые»
П. И. «Медведь и пчёлы»
Цель: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.
Ход игры.
Выбирается «медведь», остальные дети «пчелы».
«Медведь» находится в берлоге (специально отведенном месте).
«Пчелки» летают по площадке, педагог говорит:
В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот:
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд,
Про дела свои жужжит –
Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели –
ж-ж-ж,
Дружно песенку запели –
ж-ж-ж:
Публикация «Картотека речевых подвижных игр по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подвижные игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети «пчелы» произносят:
- Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж,
И мёд там собираю – ж-ж-ж.
Педагог предупреждает «пчелок»:
Осторожно, пчёлки!
Здесь медведь за ёлкой.
В улей улетайте
И свой мёд спасайте.
«Медведь» выбегает из берлоги и догоняет «пчелок».
Русская народная игра для старшего дошкольного возраста «Пчёлы»[/b]
Цель: развивать двигательную активность. Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.
Ход игры:
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлы яровые
Крылья золотые
Что же вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие
Летите за леса зелёные
На кругленький лужок
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.
Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
П. И. «Медведь и пчелы»
Цель: развивать координацию движений, развитие речи.
Ход игры. В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок – «медведь», дети - «пчелы».
«Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее.
Ведущий произносит: «Пчелы!»
Дети - «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать.
Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!»
«Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают».
Взрослый говорит:
Вот медведь идет,
Ищет мишка мед!
Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Догоню, накаж-ж-жу!
«Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него, становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал, и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».
П. И. «Жук»
Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге.
Ход игры.
В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.
Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:
- По дороге жук – жук, по дороге черный
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него, вот какой проворный.
(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)
- Он на спинку упал, лапками задвигал
(выполняют движения,
Крылышками замахал
(встают, делают махи руками)
Весело запрыгал
(прыгают на месте,
Крылышками замахал, весело запрыгал
(повторяют движения по тексту)
По дороге жук, жук, по дороге черный,
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него – вот какой проворный
(бегают на носочках в рассыпную)
Педагог говорит: Птичка!
(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).
Игра малой подвижности «Шмель»
Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.
Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч (диаметр 18—20 см).
Ход игры. На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч — это «шмель».
По окончании чтения педагогом текста стихотворения:
Шмель над молем пролетел и устал.
На клевер сел, мед цветочный он попил
И набрался снова сил.
Вдруг ребята пробежали и шмеля с цветка согнали.
На листочек шмель упал, вслед ребятам прожужжал:
«Не обижайте вы меня,
Большого доброго шмеля!»
Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки руками отбивают мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок.
После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается
П. И. «Пчёлки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.
Ход игры.
Играющие дети - «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):
«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку).
Ласточка встанет – пчёлку поймает.
(Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)
Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
П. И. «Пчёлы»
Цель: отработка длительного речевого выдоха. Автоматизация звука Ж.
Ход игры: посредине комнаты отгораживается стульями улей. Все дети пчёлы, один ребёнок–медведь. Он прячется от пчёл. Пчёлы сидят в улье и хором говорят:
Пчёлы в улье сидят
И в окошечко глядят.
Полететь все захотели,
Друг за дружкой полетели:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием разлетаются, машут маленькими крылышками. По сигналу «Медведь» пчёлы летят к улью и не пропускают медведя. Если медведь убежал ни с чем, то он выбирает себе помощника и игра продолжается с двумя медведями.
П. И. «Комары, лягушки, цапли»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в ходьбе с высоким подниманием бедра, прыжках на двух ногах.
Ход игры.
Вариант 1: Детям раздаются карточки: комары, лягушки, цапли.
Под музыку дети выполняют движения:
«комары» – летают,
«лягушки» – прыгают,
«цапли» – ходят, высоко поднимая колени.
По сигналу «лягушки» – «цапли» приседают, а «лягушки» догоняют «комаров».
По сигналу «цапли» – «комары» приседают, а «цапли» догоняют лягушек.
Вариант 2: Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты – лягушки, цапли.
П. И. «Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Ход игры.
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят.
Под музыку или на слова воспитателя:
"Бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает:
"На цветочек беленький все тихонько присели".
Дети приседают возле цветочков названого цвета.
На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки.
Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
П. И «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.
Ход игры:
Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с при-вязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в се-редину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б. Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.
Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
П. И. «Найди свой домик»
Цель: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
Ход игры:
Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике».
Домики – это обручи соответствующего цвета.
Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.
П. И. «Гусеницы наперегонки»
Цель: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры:
Дети двух команд выстраиваются в колонны.
Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребенку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад.
Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.
Подвижная музыкальная игра «Цветы и пчёлы»
Цель: формировать умение детей плавно двигаться под музыку, бережно жестами общаясь друг с другом.
Ход игры:
Дети, изображающие цветы – становятся в рассыпную по залу (или поляне)
Присаживаются на корточки «засыпают».
Пчелки «сидят в ульях» до сигнала ведущего.
Ведущая говорит:
«Утро начинается – цветочки распускаются….»
Дети – «цветы» под музыку импровизированно танцуют, показывая, как цветочек растет и распускает лепесточки.
Ведущая, когда все цветы распустились объявляет:
«Пчелки тоже просыпаются, и к цветочкам отправляются»
Дети пчелы начинают под музыку подлетать к цветочкам, предлагая поделиться нектаром, цветочек, который протянет ладошки к пчеле – «делится нектаром», пчелка аккуратно гладит цветок по ладошке, «собирает нектар» - не забывая поблагодарить цветок. Если цветок не протягивает ладошки – значит «нектар у него кончился, пчелка перелетает к следующему цветку».
Задача детей плавно двигаться под музыку, бережно жестами общаясь друг с другом, в конце музыки пчелы «должны успеть залететь в улей».
П. И. «Паук и мухи»
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение функции дыхания; развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.
Ход игры. На участке для прогулки ограничивается флажками игровая площадка размером 8x8 м. В одном из углов площадки очерчивается кружком (диаметр 50—70 см) «дом паука» — это «паутина», где живет «паук». По считалке выбирается «паук», он уходит в свой «дом». Остальные играющие — «мухи», они свободно располагаются по игровой площадке.
Педагог читает детям стихотворение:
Живет в паутине мохнатый паук, не ведая сна и покоя.
Он ловит комариков, мошек и мух, он очень голодный весною.
Мухи, мухи, берегитесь, пауку не попадитесь!
Мухи, мухи, вылетайте, осторожно вылетайте!
После этого дает команду: «Мухи!»
Играющие - «мухи» разбегаются по площадке, жужжат, имитируют полет мух, взмахивают руками. Через некоторое время (через 30—40 секунд) педагог произносит: «Паук!» «Мухи» останавливаются, замирают на месте, где их застала команда педагога. «Паук» выходит из «паутины», внимательно смотрит на каждого из играющих, не шевелится ли тот. Того игрока, который пошевелился, «паук» отводит в свой дом - «паутину». «Паук» выходит по сигналу педагога 2—3 раза. После этого педагог вместе с детьми подсчитывает количество пойманных «пауком» мух. По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.
Русская народная игра «Пчелы»
Цель: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе.
Ход игры: двое детей стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят речитативом:
Маленькая в улье чашка,
Вкусная вней кашка,
Есть хочется,
Да лезть не хочется,
Пчелы злы, кусачие,
Летят они ужасные,
Жужжат хорошо,
Провожают далеко.
Один из детей — «матка», он подходит к улью и просит:
Пчелы серые, синекрыленькие,
По чистому полю полетывайте,
Ко сырой земле припадывайте,
Летите-летите за сладеньким.
«Пчелы» отвечают:
Мы по полю летали,
По-турецки лопотали, медок собирали,
А в улье узор вышивали:
Без иголок, без узлов, без петель, без шелков —
На потребу людям!
«Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.
Дети - «пчелы»:
Летят пчелки,
Носы —иголки.
Сели под горку,
Сели под елку.
Ни пять, ни шесть,
Их тысяча есть.
Людей они питают,
Избы освещают,
Не лают, не бают,
А больно кусают.
Затем «пчелы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши.