Силич Светлана
Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам
▼ Скачать
Картотека речевых пятиминуток
Содержание:
1. Речевая пятиминутка по лексической теме Осень
2. Речевая пятиминутка по лексической теме Грибы
3. Речевая пятиминутка по лексической теме Перелетные и зимующие птицы
4. Речевая пятиминутка по лексической теме Инструменты
5. Речевая пятиминутка по лексической теме Насекомые
6. Речевая пятиминутка по лексической теме 23 февраля. Защитники отечества
7. Речевая пятиминутка по лексической теме Рыбы
Публикация «Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам» размещена в разделах
8. Речевая пятиминутка по лексической теме Фрукты
9. Речевая пятиминутка по лексической теме Весна. Мамин праздник
10. Речевая пятиминутка по лексической теме Домашние животные
11. Речевая пятиминутка по лексической теме Дикие животные
12. Речевая пятиминутка по лексической теме Транспорт
13. Речевая пятиминутка по лексической теме Игрушки
14. Речевая пятиминутка по лексической теме Одежда
15. Речевая пятиминутка по лексической теме Посуда
16. Речевая пятиминутка по лексической теме Новый год. Елка. Зимние забавы
17. Речевая пятиминутка по лексической теме Семья
18. Речевая пятиминутка по лексической теме Части тела и лица
19. Речевая пятиминутка по лексической теме Продукты питания
20. Речевая пятиминутка по лексической теме Мебель
21. Речевая пятиминутка по лексической теме Овощи
22. Речевая пятиминутка по лексической теме Обувь
23. Речевая пятиминутка по лексической теме Профессии
Пояснительная записка.
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях
развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.
Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.
Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:
1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи мость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щ к;
научить реб нка удерживать определ нную артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряж нность) артикуляционных органов;
подготовить реб нка к правильному произношению звуков.
2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию
нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.
4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.
5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.
6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.
Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.
1. Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья бер зы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы собер м.
(загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)
(загибать пальчики, начиная с большого)
Речевая зарядка
Любит осень ж лтый цвет:
С ж лтым дождиком рассвет, Пожелтевшую траву И опавшую листву, Листьев ж лтые страницы, Улетают когда птицы. Погрустить любит с утра Осень - ж лтая пора.
Координация речи с движением
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал И листочки все поднял.
Закружились, полетели И на землю тихо сели.
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
2. Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб,
огорчились: «Ах-ах-ах!»
Развитие мелкой моторики
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
(поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик конечно,
А красавец мухомор Пусть украсит косогор!
Речевая зарядка
Есть семейные грибы, Лишь семьей живут они На пеньках и на корнях, И в траве на вырубках. Это дружные ребята Называются опята.
Координация с движением
Гриша шел – шел – шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
(шагаем на месте)
(хлопки в ладоши)
(наклоны вперед)
(наклоны вперед)
(наклоны вперед)
(шагаем на месте)
3. Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
Развитие мелкой моторики
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у синицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного…
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.
Речевая зарядка
Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.
Координация с движением
Скачет шустрая синица,