Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет по теме «Игрушки»
▼ Скачать
Формирование словаря детей
Беседа «Игрушки».
Задачи. Расширять знания детей об игрушках. Обогащать бытовой словарь детей. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место.
Материал к деятельности. Презентация «Игрушки». Коробка с мелкими игрушками, изготовленные из разного материала. Количество игрушек на 2-3 больше, чем детей. [/i]
Беседа.
Публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет по теме „Игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Педагог показывает презентацию «Игрушки», или картинки из серии «Игрушки».
— Дети, назовите одним словом, что это?
— Дети, что такое игрушка?
— Игрушка – это предмет для игры. Дети, как вы думаете, из чего в давние–давние времена делали игрушки?
— В давние–давние времена игрушки делали из природного материала. Из соломы крутили соломенные игрушки. Из дерева вырезали деревянные игрушки. Из глины лепили глиняные игрушки. Дети, есть ли в нашей группе игрушки из природного материала?
— Дети, как вы считаете, из чего ещё изготовляют игрушки?
— Из ткани – тканевые игрушки. Из меха – меховые игрушки. Из ваты – ватные игрушки. Дети, а в нашей группе есть тканевые, меховые или ватные игрушки?
— Посмотрим, из чего ещё изготовляют игрушки. Из картона – картонные игрушки. Из фарфора – фарфоровые игрушки. Из резины – резиновые игрушки. Дети, в нашей группе есть резиновые игрушки?
— Современные игрушки в основном изготовляют из металла – металлические игрушки. Из пластмассы – пластмассовые игрушки. Дети, какие чувства вы испытываете к игрушкам?
— Игрушки – наши друзья и помощники в играх. Игрушки не обижаем, не ломаем, всегда после игры на место убираем.
Педагог предлагает детям взять из коробки любую игрушку.
— Дети, внимательно игрушку изучите, из чего игрушка сделана, определите.
Дети выполняют задание. Педагог берёт из коробки игрушку и называет её, например
— У меня в руках пластмассовый кубик. Дети, из чего сделаны ваши игрушки?
Педагог поочерёдно опрашивает детей. Контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием: материал (прилагательное) + название игрушки.
— Дети, игрушку можно к себе словом притянуть. Например, моя кукла, мой робот, мои матрёшки. Дети, о какой игрушке можно сказать «Моя»?
— Дети, о какой игрушке можно сказать «Мой»?
— Дети, о какой игрушке можно сказать «Мои»?
— Молодцы, дети! Игрушки правильно называли, многое об игрушках узнали. Дети, вы можете поиграть с выбранной игрушкой, но после игры, обязательно положите игрушку на место, в коробку.
Ситуация общения «Узнай игрушку по описанию».
Задачи. Расширять знания детей об игрушках. Формировать умение детей узнавать игрушки по описанию. Обогащать бытовой словарь детей.
Беседа.
— Дети, беседу начинаем, игрушку по описанию узнаем.
Педагог, после каждого описания, выслушивает ответы всех детей, уточняя: «А ты как думаешь?» После того, как все дети выскажут своё мнение, называет правильный ответ. Педагог уточняет у детей, какие признаки в описании указывают на этот предмет.
Лексический материал.
1. Упругий предмет шарообразной формы, используемый в спортивных играх. (Мяч).
2. Игрушка в виде человека, сделана из разных материалов. (Кукла).
3. Набор деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. (Конструктор).
4. Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. (Матрёшка).
5. Несколько колечек разной величины одетые на один стержень. (Пирамидка).
6. Игрушка, которая не хочет лежать, а всё время встаёт. (Неваляшка).
7. Набор предметов разной формы для строительства. (Кубики).
8. Игрушка на ножке, винт нажимаем, вращение начинаем. Всё быстрей, быстрей, быстрей. (Юла).
— Замечательно, дети! Предметы назвали, по описанию узнали.
Ситуация общения «Что было, есть и будет».
Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Уточнить представления детей о про-шлом, настоящем и будущем времени. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, помогите мне понять, что было в прошлом, что есть в настоящем и что будет в будущем.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!
— Дети, как вы думаете, это было, есть сейчас или будет?
— «Качается, вздыхает» – это сейчас, «упаду» – это ещё будет.
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
— Дети, как вы думаете, это было, есть сейчас или будет?
— «Уронили, оторвали» – это было в прошлом, «не брошу» – это будет.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
— Дети, как вы думаете, это было, есть сейчас или будет?
— «Бросила, остался» – это было в прошлом, «промок» – это сейчас.
— Чудесно, дети! Стихотворения об игрушках вспоминали, что, когда было, узнали.
Занимательная беседа «Секреты русского языка».
«Слова-близнецы. Играть».
(С детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять предложения. Поддерживать интерес детей к русскому языку.
Разговор.
— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка?
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
И солнце играет (лучами на речке,
И кошка играет (клубком на крылечке,
И Женя играет (есть кукла у Жени,
И мама играет (в театре на сцене,
И папа играет (на медной трубе,
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пелёнки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
Александр Шибаев
— Дети, как по-другому сказать, солнце играет лучами?
— Солнце играет, значит оно сияет, сверкает лучами. Дети, как по-другому сказать, кошка играет клубком, Женя играет с куклой?
— Кошка и Женя играют, развлекаются, забавляются. Дети, как по-другому сказать, мама играет в театре на сцене?
— Мама в театре играет, работает, выступает на сцене. Дети, как по-другому сказать, папа играет на медной трубе?
— Папа играет, исполняет музыку на трубе – музыкальном инструменте, музицирует.
Дети, слово одно – «играет», а как много оно обозначает. Слово «играть» – это многозначное слово, слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение со словом «играть», чтобы всем понятно было, о чём вы рассказываете.
Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
1. Мы в детском саду играли, себя забавляли.
2. Артисты сказку играли, хорошо выступали.
3. Музыканты играли, музыку чудесно исполняли.
4. Бриллианты на солнце играли, блестели, сияли, сверкали.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «играть» поясняйте.
Пальчиковая игра «Игрушки».
Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, игрушки называем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривая названия игрушек.
Много игрушек в детском саду,
Раскрываем кулачки, покажем ладони обеих рук.
Наши игрушки стоят на виду: Покрутим кистями рук.
Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу, прижимая подушечки пальцев. (Дети проговаривают названия игрушек).
пластмассовые куклы,
деревянные матрёшки,
пушистые зайцы,
плюшевые мишки,
резиновые мячи.
Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу, прижимая подушечки пальцев. (Дети проговаривают названия игрушек).
воздушные шары,
весёлые клоуны,
маленькие машины,
большие слоны,
разные кубики.
Мы наши игрушки не бьём, не ломаем,
Сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки на правой и левой руке.
Их у товарищей не отнимаем.
Делаем хватательные движения.
На место игрушки всегда прибираем.
Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони,
пальцы к пальцам.
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, о игрушках рассказали.
Развитие грамматического строя речи
Речевая игра «Пять матрёшек».
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу.
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем —
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки —
Какие весёлые
Эти матрёшки!
Юля Володина
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, магазин игрушек посещаем. Мы с вами играем в игру «Пять матрёшек».
Игровые правила:
число со словом называй, флажок товарищу передай;
счёт продолжай, следующее число называй;
когда «пять матрёшек» посчитаем, поклон земной друг другу подарим.
— Дети, игру начинаем, матрёшки считаем.
Педагог начинает счёт: «Одна матрёшка». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две матрёшки», и так далее до слов «Пять матрёшек». Всё дети вместе с педагогом поклон, затем выпрямляются.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Матрёшек правильно считали, числа не пропускали.
Речевая игра «Сколько игрушек».
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия игрушек. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьём, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.
Нина Найденова
— Дети, слова изменяем, сколько игрушек, называем.
Игровые правила.
Цветок даю, игрушку назову.
Игрушки называй, один, два, много считай.
Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя игрушку, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
1. Кубик – … (один кубик, два кубика, много кубиков).
2. Робот – …
3. Совок – …
4. Машинка – …
5. Пирамидка – …
6. Ведёрко – …
7. Лопатка – …
8. Матрёшка – …
9. Кукла – …
10. Игрушка – …
— Прелестно, дети! Игрушки считали, слова правильно называли.
Речевая игра «Разные игрушки».
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Поддерживать интерес детей к игрушкам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в магазин «Игрушка» приглашаю, игрушки описать предлагаю. Я расскажу из чего игрушку создали, а вы расскажете какая игрушка.
Игровые правила:
Цветок даю, игрушку назову.
Игрушку назови, по-другому скажи.
Цветок мне верни.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
1. Пирамидка из пластмассы. Какая пирамидка? – … пластмассовая пирамидка.
2. Машинка из металла. Какая машинка? –…
3. Рыбка из резины. Какая рыбка? –…
4. Кукла из фарфора. Какая кукла? –…
5. Домик из картона. Какой домик? –…
6. Котёнок из ваты. Какой котёнок? –…
7. Мишка из плюша. Какой мишка? –…
8. Собачка из меха. Какая собачка? –…
9. Игрушка из ткани. Какая игрушка? – …
10. Петушок из глины. Какой петушок? – …
11. Матрёшки из дерева. Какие матрёшки? – …
12. Лошадка из соломы. Какая лошадка? – …
— Чарующе, дети! Игрушки назвали, слова правильно подобрали.
Занимательная игра «Секреты русского языка».
«Неизменяемое слово "домино"».
Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно.
Игра.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово «кукла».
Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «кукла».
Лексический материал.
1. Есть у нас что? … (кукла). (Есть у нас кукла).
2. У нас нет чего? …
3. Мы рады чему? …
4. Мы видим, что? …
5. Мы любуемся чем? …
6. Мы думаем о чём? …
— Молодцы! Слово «кукла» правильно изменяли. Дети, я напомню вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «Домино». Домино – это настольная игра. Дети, слово «домино» не изменяем, всегда одинаково повторяем.
Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.
Лексический материал.
1. Есть у нас что? … (домино). (Есть у нас домино).
2. У нас нет чего? …
3. Мы рады чему? …
4. Мы видим, что? …
5. Мы любуемся чем? …
6. Мы думаем о чём? …
— Дети, секрет не забывайте, слово «домино» не изменяйте.
Ситуация общения «Баловаться».
Задачи. Помочь детям заметить неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать фонематический слух детей.
Разговор.
— То ли баловаться, то ль баловаться, непонятно мне, друзья! Расскажите, помогите, слово правильно скажите.
Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.
— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «баловаться», «балуешься». Дети, слово «баловаться» произнесите, слово измените.
Дети отвечают хором и индивидуально.
Лексический материал.
1. Я что делаю? – … балуюсь.
2. Ты что делаешь – … балуешься.
3. Он что делает? – … балуется.
4. Мы что делаем? – … балуемся.
5. Вы что делаете? – … балуетесь.
6. Они что делают? – … балуются.
— Дети, вы любите баловаться?
Дети поочерёдно отвечают на вопрос педагога, педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. (Я люблю баловаться, или Я не люблю баловаться).
Педагог не сам исправляет речь ребёнка, а предлагает детям, контролировать речь друг друга.
— Потрясающе, дети! Слова хитрые запоминайте, правильно говорить не забывайте.
Ситуация общения «Маленькие слова и игрушки».
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к игрушкам
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия игрушек.
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Маленькое слово под подсказывает, что предмет находится внизу. Мячик весело играл и под что-то убежал. Дети, под что закатился мячик в комнате?
(Мячик … под столом, под диваном, под кроватью, под стулом, под, креслом, под шкафом).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
— Маленькое слово на подсказывает, что предмет находится наверху. Мячик прыгал м скакал и на что-то он попал. Дети, на что запрыгнул мячик в комнате?
(Мячик … на столе, на полке, на шкафу, на диване, на кровати, на кресле, на стуле).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
— Дети, придумайте предложение с маленьким словом «под» или «на» и игрушкой. Например, Кукла сидела на диване, а кубики лежали под диваном.
Дети выполняют задание.
— Отлично, дети! Интересные предложения сочиняли, маленькие слова нам помогали.