МААМ-картинки

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «По лесочку я хожу»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к лесным ягодам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

По лесочку я хожу,

Я на ягодки гляжу:

На кусте малинка,

На дереве – рябинка,

В травке – земляничка,

Под горой – черничка,

Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „Ягоды“» размещена в разделах

Клюковка – на кочке…

– Пусто в кузовочке!

Ольга Теплякова

— Дети, по лесу гуляем, лесные ягоды изучаем. Я называю ягоды, что растут на полянке, а вы посчитаете ягоды.

Игровое правила.

Цветок даю, ягоду назову.

Ягоду называй, один, два, много считай.

Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя ягоды, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали слова. При необходимости педагог подсказывает слово.

Лексический материал.

•Ягоды спелой клубники. – Одна ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, много ягод спелой клубники.

•Ягоды полезной черники. – Одна ягода полезной черники, две ягоды полезной черники, много ягод полезной черники.

•Ягоды лесной малины. – Одна ягода лесной малины, две ягоды лесной малины, много ягод лесной малины.

•Ягоды чёрной ежевики. – Одна ягода чёрной ежевики, две ягоды чёрной ежевики, много ягод чёрной ежевики.

•Ягоды кислой клюквы. – Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, много ягод кислой клюквы.

•Ягоды ароматной земляники. – Одна ягода ароматной земляники, две ягоды ароматной земляники, много ягод ароматной земляники.

•Ягоды красной брусники. – Одна ягода красной брусники, две ягоды красной брусники, много ягод красной брусники.

•Ягоды горькой рябины. – Одна ягода горькой рябины, две ягоды горькой рябины, много ягод горькой рябины.

•Ягоды мелкой черёмухи. – Одна ягода мелкой черёмухи, две ягоды мелкой черёмухи, много ягод мелкой черёмухи.

•Ягоды целебного шиповника. – Одна ягода целебного шиповника, две ягоды целебного шиповника, много ягод целебного шиповника.

— Прелестно, дети! Ягоды считали, слова правильно изменяли.

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Десять спелых ягод»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лесную полянку посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять спелых ягод».

Игровые правила:

число со словами называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее число называй;

когда «десять спелых ягод» посчитаем, наклон, понарошку ягоды собираем.

— Дети, игру начинаем, спелые ягоды считаем.

Педагог начинает счёт: «Одна спелая ягода». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две спелые ягоды», и так далее до слов «Десять спелых ягод». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Спелые ягоды считали, числа не пропускали.

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Десятая ягода»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями ягод. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

— Дети, воображение включаем, по лесу гуляем, ягоды собираем. Мы с вами играем в игру «Десятая ягода».

Игровые правила:

ягоды считай, ягоду называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующую ягоду называй;

когда «Десятая ягода» посчитаем, наклон, ягоды собираем

— Дети, игру начинаем, ягоды по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первая ягода калина». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая ягода …» и называет ягоду. Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные ягоды. Деи продолжают счёт до слов «Десятая ягода…». Всё дети вместе с педагогом наклоняются и имитируют сбор ягод.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Ягоды правильно считали, числа не пропускали.

Игровая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Пекарня ягодная»

(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в пекарню играем, пироги да пирожки с ягодами изготовляем. Вы пекари, а я покупатель. Покупателю интересно, что внутри пирожка спрятано, какая начинка. А начинка у нас сегодня ягодная, из разных ягод. Например, с чем у вас круассаны? – У нас круассаны с земляникой, черникой, малиной. Чем больше вы назовёте начинки из ягод, тем больше выбор у покупателя.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, называли не менее пяти названий ягодных начинок, чётко и правильно произносили окончание существительных в творительном падеже.

Лексический материал.

• С чем у вас пироги?.

• С чем у вас пирожки? …

• С чем у вас пончики? …

• С чем у вас булочки? …

• С чем у вас ватрушки? …

• С чем у вас слойки? …

• С чем у вас сдоба? …

— Спасибо, пекари! Изделия презентовали, много ягодных начинок назвали.

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Кондитеры»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Совершенствовать умение детей образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в кондитеров играем, сладости из ягод изготовляем. Заказ: приготовить сок, морс или компот, варенье или повидло. Например, Компот и варенье из барбариса – барбарисовый компот и барбарисовое варенье.

Игровые правила:

заказ назову, цветок даю.

заказ повтори, по-другому скажи.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя заказ, дети повторяют заказ по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

•Сок и повидло из клубники. – Клубничный сок и клубничное повидло.

•Морс и варенье из смородины. – Смородиновый морс и смородиновое варенье.

•Компот и повидло из малины. – Малиновый компот и малиновое повидло.

•Сок и варенье из земляники. – Земляничный сок и земляничное варенье.

•Морс и повидло из клюквы. – Клюквенный морс и клюквенное повидло.

•Компот и варенье из брусники. – Брусничный компот и брусничное варенье.

•Сок и повидло из ежевики. – Ежевичный сок и ежевичное повидло.

•Морс и варенье из черники. – Черничный морс и черничное варенье.

•Компот и повидло рябины. – Рябиновый компот и рябиновое повидло.

•Сок и варенье из винограда. – Виноградный сок и виноградное варенье.

— Обворожительно, дети! Блюда по-другому назвали, слова правильно подобрали.

Речевая игра «Ласковое слово слаще мёда»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в народе говорят: «Ласковое слово слаще мёда». Мы с вами по лесу гуляем, ягоды ласково называем.

Игровые правила:

Ягоду назову, цветок даю.

Волшебство соверши, ласково скажи.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• Сладкая земляника —. (сладенькая земляничка).

• Вкусная клубника —. (вкусненькая клубничка).

• Чёрная черника —. (чёрненькая черничка).

• Кислая брусника —. (кисленькая брусничка).

• Молодая рябина —. (молоденькая рябинушка).

• Красная калина —. (красненькая калинушка).

— Волшебно, дети! По-другому сказали, ягоды ласково назвали.

Речевая игра «Спор ягод»

(Индивидуально или подгруппа детей до 11 человек).

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, поспорили как-то раз ягоды. Одна кричит: «Я душистая». Другая отвечает: «Я ещё душистее». В игру играем, спор ягод изображаем.

Игровые правила:

Слово назову, цветок даю.

Слово измени, ещё лучше скажи.

Ягоды восхваляй, цветок мне возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал:

• крупная — . (ещё крупнее,

• красная — .. (ещё краснее,

• сочная — . (ещё сочнее,

• красивая — . (ещё красивее,

• чёрная — . (ещё чернее,

• нежная — . (ещё нежнее,

• чудесная — . (ещё чудеснее,

• полезная — . (ещё полезнее,

• вкусная — . (ещё вкуснее,

• сладкая — . (ещё слаще,

• съедобная — . (ещё съедобнее).

— Очаровательно, дети! О ягодах мы рассказали, красивые слова подобрали.

Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Расскажи о ягодах»

Задачи. Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении. Расширять знания детей о ягодах.

Разговор.

— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить картотеку о ягодах. Я назову ягоду, а вы кратко расскажите о ягоде. Назовите ягоду, садовая она или лесная, съедобная или несъедобная, ядовитая.

Педагог контролирует соответствие предложения предложенной схеме. При необходимости подсказывает слово.

Лексический материал.

• Бересклет. – Бересклет – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

• Брусника. – Брусника – это лесная, съедобная ягода.

• Бузина. – Бузина – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

• Виноград. – Виноград – это садовая, съедобная ягода.

• Виктория. – Виктория – это садовая, съедобная ягода.

• Волчеягодник. – Волчеягодник – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

• Вороний глаз. – Вороний глаз – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

• Голубика. – Голубика – это лесная, съедобная ягода.

• Ежевика. – Ежевика – это лесная, съедобная ягода.

• Земляника. – Земляника – это лесная и садовая, съедобная ягода.

• Калина. – Калина – это лесная, съедобная ягода.

• Клубника. – Клубника – это лесная и садовая, съедобная ягода.

• Клюква. – Клюква – это лесная, съедобная ягода.

• Крушина. – Крушина – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

• Крыжовник. – Крыжовник – садовая, съедобная ягода.

• Малина. – Малина – это лесная и садовая, съедобная ягода.

• Рябина. – Рябина – это лесная и садовая, съедобная ягода.

• Смородина. – Смородина – это садовая, съедобная ягода.

• Снежноягодник. – Снежноягодник – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.

• Черёмуха. – Черёмуха – это лесная и садовая, съедобная ягода.

• Черника. – Черника – это лесная, съедобная ягода.

• Шиповник. – Шиповник – это лесная и садовая, съедобная ягода.

— Замечательно, дети! О ягодах рассказали, кратко ягоду описали.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 10:52
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Ягоды»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова (УИ 415294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД