МААМ-картинки

Картотека речевых игр

Ирина Хромова
Картотека речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа № 26 имени Героя Советского Союза В. И. Жилина»

КАРТОТЕКА

РЕЧЕВЫХ ИГР

Автор - составитель: Хромова И. Н.

Тольятти, 2018.

«УГАДАЙ НА ОЩУПЬ»

ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (ц, учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками.

Публикация «Картотека речевых игр» размещена в разделах

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель: У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать их и сказать, какой звук – (с) или (ц) – слышится в слове.

(задание можно давать на дифференцирование и произношение других звуков).

«ЭХО»

ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правильное произношение звуков, меняя силу голоса.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.

Воспитатель произносит звуки вразбивку, дети повторяют тише, имитируя эхо.

«ЛЕТИМ, ЕДЕМ, ПЛЫВЕМ»

ЦЕЛЬ: закрепить умение детей определять кол-во слогов в слове, определять место звука в слове, находить заданный звук.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: на рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Воспитатель: назовите все предметы одним словом. Скажите, сколько слогов в этих словах. Какой звук встречается во всех этих словах в начале, в середине, в конце слова? Составьте предложение с любым словом. Скажите, что летает? Что едет? Что плывет? Угадайте по первому и последнему звуку в слове, какой вид транспорта я задумала: (т)-(с) (троллейбус, (а)-(с) (автобус, (с)-(т) (самолет, (в)-(т) (вертолет, (м)-(о) (метро, (т)-(и) (такси).

«ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

ЦЕЛЬ: закреплять умение детей подбирать прилагательные к существительным, согласовывая по смыслу и форме.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель: а сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро.

В этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

ЦЕЛЬ: закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель привлекает внимание детей к кукольной одежде у него на столе, затем закрывает предметы ширмой и убирает один из них, например носки. Спрашивает, чего не стало. После каждого правильного ответа подтверждает: «Правильно не стало носков (шарфов и т. д.)».

«ЛЕТО-ЗИМА»

ЦЕЛЬ: закрепить умение детей подбирать противоположные по смыслу слова.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: послушайте, какие слова я вам назову, а вы скажете мне свои слова, противоположные по смыслу: лето, ночь, солнце, соль, река, девочка (зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик).

«ЧЕЙ НОС»

ЦЕЛЬ: закрепить представления о многозначности слова.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель кладет перед детьми рисунок и дает задание – одинаковые части выделить на нем одним цветом: нос Буратино-нос у чайника или корабля; ключ от квартиры-ключ музыкальный; кисть художника-кисть винограда; ножка у гриба-ножка у стула; ручка у зонта-ручка у чашки; игла швейная-игла медицинская (шприц).

«КТО, КАК ДВИГАЕТСЯ?»

ЦЕЛЬ: совершенствовать умение детей подбирать глаголы к существительным, согласовывая их по смыслу и форме.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: дети рассматривают рисунки: лягушка, воробей, сороконожка, волк, дельфин, слон, заяц, кузнечик, ласточка, змея, лиса, кит, кенгуру. Воспитатель предлагает найти животных, которые одинаково двигаются, затем предлагает назвать движения этих животных: лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут.

Воспитатель показывает детям рисунок: кошка (сидит, черепаха (ползет, петух (клюет, бабочка (летает, крокодил (плывет). Спрашивает, что делают эти животные? Дети отвечают. Далее предлагает подумать и сказать, что еще они могут делать?

Воспитатель предлагает составить предложение из двух слов: «Бабочка летает», «Петух кукарекает» и т. д.

«ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ»

ЦЕЛЬ: закрепить представление о противоположных словах.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель предлагает посмотреть на рисунки и назвать слова противоположные по смыслу. Сказать, чем отличаются похожие лица и предметы.

Высокая-низкая (елка-елочка)

Длинный-короткий (карандаш).

Широкая-узкая (лента).

Грустное-веселое (лицо девочки).

Глубокая-мелкая (тарелка).

Чистый-грязный (мальчик).

«ЖИВЫЕ СЛОВА»

ЦЕЛЬ: закрепить термин «предложение», совершенствовать умение детей составлять и распространять предложение, правильно «читать» его, называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель объясняет, что в этой игре дети сами будут словами. Вызывает трех желающих, называет два слова, а третье предлагает придумать самим.

Воспитатель проверяет запомнили ли слова непосредственно участники игры и остальные дети. Назвав недостающее слово, дети «читают» предложение. Воспитатель выслушивает еще несколько вариантов концовки предложения. Ребенок, предложивший новое слово, исполняет его роль. Если он употребит неправильную форму, воспитатель побуждает детей «прочитать» предложение, обнаружить ошибку и исправить ее.

«КАКОЕ СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ?»

ЦЕЛЬ: закреплять умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: воспитатель распределяет между пятью детьми слова: очень, лошади, есть, овес, любят. Проверяет, как они запомнили слова. Предлагает по порядку назвать себя. Спрашивает, получилось ли предложение. После ответов детей делает вывод, что предложения не получилось, т. к. слова заблудились, стоят не по порядку. Предлагает поставить слова так, чтобы получилось предложение. Дети предлагают варианты перестановок слов. После того, как получилось правильное предложение, воспитатель меняет игроков и слова. Составляется новое предложение.

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Картотека игр ко Дню птицКартотека игр ко Дню птиц Картотека игр ко Дню птиц 1. Игра «Найди перелётных птиц» Напротив каждой команды лежат картинки с изображением птиц. Первый игрок бежит,.

Картотека пальчиковых игр Картотека пальчиковых игр. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 08:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хромова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД