Елена Николаева
Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Январь. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Январь. Часть 2.
Прогулка №8
Наблюдение за снежинками
Цели:
— обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;
— учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Ход наблюдения
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные
А возьмешь — вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Е. Благинина
Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.
Понаблюдайте за снегом, какой он?
Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?
Публикация «Картотека прогулок в старшей группе, Зима, Январь, Часть 2» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Прогулки. Январь
- Старшая группа
- Темочки
Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Исследовательская деятельность
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Цель: развивать мышление, речь, любознательность.
Трудовое поручение: Постройка лабиринта.
Цели:
— приучать доводить дело до конца;
— воспитывать умение действовать сообща.
— Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Спортивные игры: скольжение по ледяным дорожкам с выполнением движений рук: руки в стороны, за спиной, за головой.
Цель: развивать умение сохранять равновесие.
Подвижные игры:
«Два мороза», «Волк во рву».
Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.
Прогулка №9
Зима: Наблюдаем за деревьями
Цель - показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.
Ход прогулки
Наблюдение: Показать, что у елочки (сосны) — зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.
Стихи по теме:
Вот и мороз.
Забыта осень.
Затих, застыл весенний лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожат их нимало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным
Гром разбудит.
Деревья спят
Совсем как люди
И день за днем растут во сне.
Дидактическая игра "Что сначала, что потом?"
Дети отвечают на вопросы "Из чего вырастает дерево?", "Что с ним может быть потом?" Цель - развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.
Упражнение "Толще, выше"
Дети описывают дерево, предложенное воспитателем. Цель - развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Собрать из прутиков веник.
Метание в цель (шишкой, развивать умение правильно делать замах.
Спортивные игры: продолжать развивать умение детей ходить на лыжах скользящим и ступающим шагом; в игре хоккей развивать умение точно передавать шайбу друг другу на клюшку.
Исследовательская деятельность «Где лучики?»
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Трудовое поручение: Очистка и уборка спортивного инвентаря.
Цель: учить детей очищать игрушки и инвентарь от снега, аккуратно складывать и правильно складывать и правильно транспортировать различные предметы.
Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по лесу»
Цель: развивать умение придумывать сюжет игры, вызвать эмоциональную отзывчивость.
Подвижные игры:
"Беги к тому, что назову". Цель - напомнить детям названия деревьев. Ход игры:
Раз, два, три — елку найди!
Раз, два, три — к березе беги!
«Мороз – красный нос». Развивать умение действовать по сигналу.
Прогулка№10
Зима: Изучаем транспорт
Цель - закрепить знания детей о транспортных средствах.
Ход прогулки
Наблюдение: Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить представления детей о воздушном, водном транспорте.
Стихи по теме:
Отправляется в полет
Лайнер —
Пассажирский самолет.
Ростом лайнер
С трехэтажный дом.
Полетишь и ты на нем,
Хоть еще ты не дорос
До больших его колес.
Г. Сатир
Вот под радугой ракета
Взмыла к небесам.
И такую же ракету
Я построю сам.
Г. Виеру
Скороговорки
Мчатся бешено машины —
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шепот — шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
"Я спешу, спешу, спешу".
Ю. Разумовский
Об коряги корабль все борта поцарапал.
М. Шварц
Дидактическая игра
"Угадай по описанию" — воспитатель предлагает детям более сложный план для описания. Цель - научить детей составлять описательный рассказ.
Упражнение "На шоссе" (физминутка).
Цель - развивать координацию слов с движениями, развить творческое воображение, добиться автоматизации шипящих звуков в речи.
По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.
— Ш-ш-ш! — шуршат
спокойно шины.
И шипят со злом уже: Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.
— Не спеш-ш-ши на вираже.
Еж с мешком и посошком Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.
По шоссе идет пешком.
Над ежом кружится стриж: Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.
— Ты куда же, еж, спешишь?
— Прямо в город, по шоссе Опять идут, изображая ежика.
Тороплюсь я, как и все.
— Будь, дружок, настороже, Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.
Не спеши на вираже!
Р. Бородулин
Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Нарисуй"
Нарисовать машину на снегу.
Трудовое поручение: Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Спортивные игры; и/у «Точный пас» - скользящим движением дети стараются передать шайбу точно на клюшку друг другу. Расстояние между парами не более 2,5 метра.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по улице». Туристы приехали на экскурсию в детский сад. Экскурсовод показывает и рассказывает про детский сад. Развивать речь, внимание, мышление.
Подвижная игра "Попади в цель»
Цель: развивать умение бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.
Прогулка №11
Зимующие птицы
Цель - закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.
Ход прогулки
Наблюдение: Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
Стихи по теме:
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
В. Звягина
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Голуби, голуби,
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
И. Токмакова
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Дидактическая игра "Угадай по описанию"
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель – развивать умение составлять описательный рассказ.
Упражнение "Кто как поет?"
Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Покрошить хлеб птицам.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева.
Спортивные игры: продолжать развивать умение детей ходить на лыжах скользящим шагом. И/у «Кто дальше проскользит?».
Сюжетно-ролевая игра по желанию детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, развивать эмоции, возникающие в игре.
Трудовое поручение: Утепление стволов, корней деревьев и кустарников снегом.
Цель: расширять представления детей об уходе за растениями, о назначении данной трудовой операции.
Подвижная игра: "Хитрая лиса» - развивать внимание, ловкость, быстроту, умение действовать на сигнал.
Прогулка №12
Цель - закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.
Ход прогулки
Наблюдение: Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке. У детей спросить, какую форму напоминают постройки, для чего их можно использовать.
Стихи по теме:
Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу.
С горки — ух,
На горку — ух,
Бух!
Захватывает дух!
А. Прокофьев
Дидактическая игра
"Придумать предложение" — дети придумывают предложение с заданным словом. Цель - развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.
Упражнения
"Прокати слово с горки" — воспитатель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например "дом", "ком". Цель - упражнять голосовые связки.
"Слова-родственники" — дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". Цель - упражнять в подборе однокоренных слов.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"С горки на горку" — сделать росчерки по снегу.
Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять".
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И. сломаем. Топают.
Н. Нищева
Ходьба на лыжах, катание на санках, игры в хоккей.
Трудовое поручение:
Уборка участка от снега, вместе с детьми подремонтировать снежные постройки.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Спортивные игры: катание на санках «Черепахи»
Цель: развивать умение работать в парах, силу, выносливость.
(Два ребёнка садятся спиной друг к другу, по сигналу, отталкиваясь ногами, стараются как можно быстрее преодолеть расстояние в 15 м. Побеждает пара быстрее всех достигшая финала)
Подвижные игры:
"Зимние забавы". Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки. Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
"Догоняшки в лабиринте". Цель - научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты. Ход игры: дети бегают по заранее сделанному лабиринту.
Прогулка №13
Зима: Где чей след
Цель - развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.
Ход прогулки
Наблюдение: На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы. У детей спросить, чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.
Стихи по теме:
Это кто тут наследил:
Бегемот иль крокодил?
Здесь играли дети:
Танечки и Пети!
С. Маршак
Ох, как заяц напетлял,
От лисы он убегал.
Волку не достался
И живой остался.
Л. Воронкова
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
{Русская народная потешка)
Загадка
Потеряла Вероничка
Тишке равных в сыске нет,
Без труда возьмет он. {след).
3. Александрова
Дидактическая игра "Чьи следы?"
Воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные. Цель - образование притяжательных прилагательных.
Упражнение "Прошагай под приговорку"
Воспитатель произносит любую народную потешку, а дети шагают в соответствии с заданным ритмом. Цель - координация речи с движением.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Печатать".
Отпечатывать плоскими фигурами — формочками — изображения на снегу.
Пальчиковая гимнастика "Погреемся".
Поиграем-ка немножко Дети хлопают в ладоши.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем, Сжимают пальцы в кулак и разжимают.
Их сжимаем, разжимаем.
Трудовое поручение: Кормление птиц.
Цель: учить детей предварительно очищать от снега места кормления птиц, аккуратно подсыпать корм, следить за тем, чтобы кормушка не была пустой.
Спортивные игры: ходьба на лыжах (развивать умение поворачиваться на месте и в движении.
Исследовательская деятельность «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Сюжетно – ролевая игра: «Семья».
Цель: продолжать развивать умение договариваться, мириться, уступать. Самостоятельно разрешать конфликты.
Подвижная игра: "Казаки-разбойники".
Цель - развить умение ориентироваться на местности. Ход игры: Дети делятся на две команды: "казаки" и "разбойники". Казаки" убегают, прячутся, а "разбойники" их ищут по следам или нарисованным стрелкам.