Светлана Антонова
Картотека прогулок в старшей группе. Октябрь
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка 13
Наблюдение за сезонными изменениями
в октябре.
Задачи: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.
Публикация «Картотека прогулок в старшей группе, Октябрь» размещена в разделах
Ход наблюдения
Октябрь – предзимье, первый суровей месяц осени. Октябрь месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись вокруг – мягко стелет, да жестко спать. Разбойный ветер кусты за вихри дерет. В лесу гул, стон. Достиг своего ветер, косо зачертил мелкий снег. Таков октябрь : когда чем кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена, который дал русский народ октябрю : листобой, грязник, ветродуй, и еще хлебник.
Трудовая деятельность
Подмести дорожки от песка - воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
«Сделай фигуру» - учить детей при помощи рук, туловища, объединяясь в пары изобразить различные фигуры.
Индивидуальная работа
Развитие движений - хождение по гимнастическому бревну.
Игры с песком. Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 14
Наблюдение за солнцем
Задачи: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня.
Ход наблюдения
Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему сегодня так тепло? Потому что солнышко греет. Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
Какой сегодня день, ясный или пасмурный? День солнечный, ясный, а на улице холодно. Почему? (солнышко совсем не горячее, не греет так сильно, как летом).
Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.
Трудовая деятельность
Сбор опавших листьев на участке - воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
«Обезьянки» - учить уверенно запрыгивать на предметы.
Индивидуальная работа
Упражнения с мячом – развивать ловкость.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 15
Наблюдение за рябиной
Задачи: познакомить детей с внешним видом рябины; учить сравнивать несколько деревьев, находить сходства и различия; развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Трудовая деятельность
Сбор листьев для гербария - учить аккуратно собирать
Подвижная игра
«Ловишки в кругу» - упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле.
Индивидуальная работа
Учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 16
Наблюдение за птицами
Задачи: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения
Какие птицы улетают в теплые края?
Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края.
Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету.
Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
А какие птицы остаются? Как мы можем помочь им пережить зиму?
Трудовая деятельность
Развешивание и наполнение кормушек – воспитывать любовь и заботу о птицах.
Подвижная игра
«Куропатки и охотники» - развивать ловкость, меткость.
Индивидуальная работа
Ходьба приставным шагом - улучшать технику ходьбы.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 17
Наблюдение за дождем и ветром
Задачи: показать, что осенний дождь может быть разным; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей.
Ход наблюдения
Что такое дождь? Что можно сказать об осеннем дожде?
Как одеваются люди в дождливую погоду?
Что такое ветер? Какой он бывает?
Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди одеваются в теплую одежду или в легкую одежду. Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру.
Можно определить направление ветра.
Трудовая деятельность
Уборка спортивного инвентаря – формировать у детей умение включаться в общую работу, доводить начатое до конца.
Подвижная а
«Стоп» - развивать двигательную активность детей.
Индивидуальная работа
«Живет в реке народ – ходит задом наперед» - учить детей «пятиться как раки», выполняя ходьбу и прыжки.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 18
Наблюдение за березой
Задачи: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке?
Березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какие у березы ветки? Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним?
Как можно ласково назвать березу?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять и погладить.
Трудовая деятельность
Навести порядок в песочнице - формировать у детей осознанное отношение к порядку.
Подвижная игра
«Зайцы и волк» - продолжать развивать двигательную активность детей; приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа
«Школа мяча» - формировать умение вести мяч по прямой линии, согласовывать движения ног и рук;
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 19
Наблюдение за небом
Задачи: познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба; расширять представления о сезонных изменениях в неживой природе.
Ход наблюдения
Небо в начале осени – голубое. Высоко в небе плывут белые облака. Солнышко сияет на небе.
А что мы видим сейчас? Небо хмурое. Низко плывут тяжелые облака. Редко выглядывает солнце. Частот идет дождь.
Почему облака плывут так низко? Чем выше, тем холоднее воздух. Солнышко уже не так сильно греет, как летом, и холодный влажный воздух быстро скапливается, собираясь в облака, а потом в серые холодные тучи. Они становятся тяжелыми и низко плывут над нами. Часто не удерживают влагу и поливают нас дождем.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп - воспитывать желание помогать малышам.
Подвижная игра
«Солнце и дождик» - учить детей быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения с короткой скакалкой - учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 20
Наблюдение за ветром
Задачи: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; научить определять силу ветра.
Ход наблюдения
Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный и слабый.
Мы видим ветер? А услышать его мы можем?
Что же такое ветер? Ветер это воздух, который движется вокруг нас.
Какой сегодня ветер: слабый или сильный? Приносит ли ветер пользу? (сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет).
Трудовая деятельность
Кормление птиц – обсудить с детьми, чем питаются птицы, чем нужно подкармливать их в холодное время.
Подвижные игры
«Кто дольше простоит на одной ноге?».
Индивидуальная работа
Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 21
Наблюдение за песком
Задачи: расширять представления детей о свойствах песка; формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.
Ход наблюдения
Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки, а сухой — рассыпается. На влажном песке можно рисовать палочкой.
Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? (хорошо пропускает воду). Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? (его используют в строительстве дорог, при производстве стекла)
Обратить внимание на почву (земля, песок, глина, на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются.
После игры с песком нужно мыть руки.
Трудовая деятельность
Рыхление песка в песочнице - воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Подвижная игра
«Подбрось - поймай» - учить детей подбрасывать и ловить мяч.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше» - учить прыгать в длину с разбега
Рисование на сыром песке. Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 22
Наблюдение за кошкой
Задачи: закреплять представление о внешнем виде животного; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Ход наблюдения
Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит молоко, ест рыбу и мясо.
Трудовая деятельность
Уборка опавших листьев - воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от выполненной работы.
Подвижная а
«Хитрая лиса» - повторить правила игры; быть внимательными.
Индивидуальная работа
«Коснись мяча» - закреплять умение бросать и ловить мяч.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 23
Наблюдение за деревьями
Задачи: уточнять понятия «дерево»; учить различать деревья по внешнему виду; воспитывать бережное отношения к растениям.
Ход наблюдения
Ребята, отгадайте загадку:
Рук много, а нога одна?
Правильно, это дерево. Посмотрите сколько у него рук – веток. Они бывают маленькие и большие, толстые и тонкие, длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки). Давайте рассмотрим листочки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или большие? Это дерево береза? Нет, потому что у него ствол не белый. Это дерево называется клен. Клен тоже сбрасывает листья осенью, опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.
Трудовая деятельность
Сгребать опавшие листья - воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Тень» - учить детей повторять за ведущим движения.
Индивидуальная работа
Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками - развивать координацию движений.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 24
Наблюдение за перелетными птицами
Задачи: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма.
Ход наблюдения
Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.
Воспитатель задает детям вопросы.
Каких птиц называют перелетными?
Почему птицы выводят птенцов летом?
Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Трудовая деятельность
Покормить птиц - учить детей ухаживать за пернатыми
Подвижная игра
«Попади в круг» - учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.
Индивидуальная работа
«Школа мяча» - учить детей набивать мяч об пол с продвижением вперед.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 25
Наблюдение за одеждой людей
Задачи: учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью человека; расширять знания о сезонной одежде и обуви.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие, рассмотреть свою одежду. Вспомнить, как они были одеты летом. Обратить внимание ребят, что люди надели пальто, куртки, вязаные шапки, перчатки, осеннюю обувь, быстро идут по улице, потому что дуют холодные ветры, идет дождь.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на площадке – учить детей выполнять трудовые поручения с помощью взрослого.
Подвижная игра
«Мыши в кладовой» - учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
«Кидай дальше» - учить выполнять метание одной рукой вдаль.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 26
Наблюдение за первым снегом
Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.
Ход наблюдения
Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы
очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда
идет дождь со снегом, а иногда и град.
Предложить поймать снежинку на ладошку. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее.
Почему тает первый снег.
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижная игра
«Охотник и зайцы» - учить метать мяч в подвижную цель.
Индивидуальная работа
«Поймай комара» - учить детей подпрыгивать до предмета.
Игры по желанию с выносным материалом.
Прогулка 27
Наблюдение за лужами.
Задачи: вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе; расширять представления о том, как образуются лужи.
Ход наблюдения
Напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.
Утром лужи затянуты льдом, но лед можно разбить лопаткой. Днем, когда солнце начинает светить, лед тает, и опять образуются лужи.
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке - формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Подвижная игра
«Послушные листья» - учить внимательно, слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа.
«Мы смелые, умелые» - учить детей двигаться по узкой дорожке, согласовывать движения рук и ног.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.