Андреева Ульяна Анатольевна
Картотека прогулок в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осень.
1. «Наблюдение за сезонными изменениями».
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
Основное содержание:
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какое сейчас время года?
• Как вы догадались, что осень?
• Перечислите характерные признаки осени.
• Почему осенью стало холоднее?
• Что делает человек осенью?
• Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Темочки:
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Подвижные игры:
«Третий лишний».
Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.
«Совушка».
Цели: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.
Индивидуальная работа:
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
2. «Наблюдение за пауком».
Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен,
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб над стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
• Как выглядит паук?
• Как он передвигается?
• Где живет и чем питается?
• Как паук ловит насекомых?
• Есть ли враги у паука?
• Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
• Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
• Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Трудовая деятельность: Сбор семян.
Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Подвижные игры:
«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики».
Цели: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Индивидуальная работа:
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
3. «Наблюдение за работой дворника».
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.
Основное содержание:
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
• Какую работу выполняет дворник осенью?
• Для чего нужна работа дворника?
• Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).
Цели: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Кот и мыши».
Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
«Уголки».
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.
4. «Наблюдение за трудом взрослого на огороде».
Цели: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Летом в огороде —
Свежие, зеленые,
А зимой в бочке —
Крепкие, соленые. (Огурец.)
Он никого и никогда
Не обижал на свете.
Так что же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук.)
Какие овощи растут на нашем огороде?
Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на 0городе?
Что делают взрослые на огороде?
Трудовая деятельность: Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария).
Цели: учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру.
Подвижная игра:
«Горелки».
Цели: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
Зима.
5. «Наблюдение за сезонными изменениями».
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Основное содержание:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябинка
В белый праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.
• Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
• Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
• Декабрь год кончает — зиму начинает.
• Теплая зима к холодному лету.
• Солнце летом греет, а зимой морозит.
Воспитатель задает детям вопросы.
• За каким месяцем идет декабрь?
• К какому времени года относится ноябрь?
Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?
Зачем засыпают корни деревьев снегом?
Как одеваются люди зимой и осенью?
Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры:
«Попади в обруч», «Парный бег».
Цели: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.
Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение.
Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.
6. «Наблюдение за синицей».
Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош весенний день!» (Синица.)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
• Что это за птица?
• Как она выглядит и какого она цвета?
• Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
• Чем питаются синицы?
• Как люди заботятся о них?
• Какую пользу синицы приносят?
Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега.
Цели: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.
Подвижные игры:
«Ловишки с мячом».
Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.
«Кати в цель».
Цель: развивать координацию движений.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
7. «Наблюдение за зимующими птицами».
Цели: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Основное содержание:
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Каких птиц называют зимующими?
• Чем они питаются?
• Каких зимующих птиц вы знаете?
• Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
• Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки зимнего городка.
Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Подвижные игры:
«Кто быстрей по дорожке?».
Цели: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.
«Прыгуны».
Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.
Индивидуальная работа: Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
Весна.
8. «Наблюдение за сезонными изменениями».
Цель: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Основное содержание:
Стихотворение П. Образцова:
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора!
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Перечислите признаки весны.
• Какой сейчас месяц?
• Что происходит со снегом весной?
• Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность: Уборка снега на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры:
«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
9. «Наблюдение за проталинами».
Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Основное содержание:
Стихотворение Е. Трутнева:
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие изменения произошли в природе весной?
• Что вы наблюдали сами?
• Как изменился снег с приходом весны?
• В каких местах вы наблюдали проталины?
• Почему не везде появились проталины?
Трудовая деятельность: Уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры:
«По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
«».
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: упражнять в развитии ловкости; закреплять навыки мягкого приземления.
10. «Наблюдение за облаками».
Цели: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.
Основное содержание:
Стихотворение А. Сиголаева:
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
• Из чего состоят облака?
• Всегда ли они бывают одинаковыми?
• Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Трудовая деятельность: Работа граблями и метлой.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры:
«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.