Светлана Чучунова
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста. Декабрь месяц
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь
1 неделя «Встреча зимы»
Карточка №61
Наблюдение за первым снегом
Цель: создать условие для умения замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Ход наблюдения:
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал..
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла.
Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река. (И. Никитин)
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Публикация «Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста, Декабрь месяц» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Прогулки. Декабрь
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
Трудовая деятельность:
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
П/ и: «Раз, два, три — беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
Индивидуальная работа: «Попади в обруч».
Цель: упражнять в умении действовать по сигналу;
закреплять умение метать предметы в
цель.
Карточка №62
Наблюдение за снегом и льдом
Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
Из чего состоит лед?
Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
Как образуются снежинки?
Мы — снежинки!
Это мы — Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.
Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.
Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)
Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)
Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.
Исследовательская деятельность
Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.
Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.
Трудовая деятельность
Уход за растениями, растущими на участке.
Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.
П/ и: «Волк во рву», «Мышеловка».
Цели: формировать умение действовать по сигналу перепрыгивать через ров и обратно; развивать быстроту, ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа: Лазанье.
Цель: развивать координацию движений; воспитывать смелость, решительность.
Карточка №63
Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); умение различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения:
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам.
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы.
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
П/ и: Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия Карточка №64
Наблюдение за снегопадом
Цель: уточнить представления о свойствах снега;
— закрепить знания о сезонном явлении снегопаде.
Ход наблюдения
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится.
К. Бальмонт
В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.
Воспитатель задает детям вопросы.
Где образуются снежинки?
На что они похожи?
Исследовательская деятельность
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Трудовая деятельность
Сбор снега в кучу для постройки горки.
Цель: продолжать работать сообща.
П/ и: «Ворона — воробей».
Цель: формировать умение внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание;
продолжать ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок».
Цель: продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их; развивать внимание и наблюдательность.
Карточка №65
Наблюдение за рябиной
Цель: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения:
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие на вкус ягоды рябины зимой?
• Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды до мороза и после.
Трудовая деятельность : Расчистка дорожек от снега.
Цель: оказывать помощь дворнику.
П/ и: «Кто скорее добежит до флажка?».
Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: продолжать отработку техники прыжка в длину с места; использовать зрительные ориентиры.
2 неделя «Накорми птиц зимой»
Карточка №66
Наблюдение за синичкой
Цель: формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них; формировать умение узнавать их по внешнему виду.
Ход наблюдения:
Художественное слово:
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»
— Приглашает воробей.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит синичка?
Как передвигается и чем питается?
Где зимует синичка?
Как она кричит?
Как человек заботится о ней?
Почему синичка осталась на зимовку?
Как люди отмечают «Синичкин день»?
Д/ и: «Придумай слово»
Цель: создать условие для умения составлять однокоренные слова.
Трудовая деятельность: Строительство построек на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Индивидуальная работа :Упражнять в прыжках в длину с места.
Цель: развивать ловкость, выносливость.
П/ и: «Кто сделает меньше шагов?»
Цель: повышение двигательной активности детей, закрепление основного движения – прыжка, улучшение здоровья.
П/ и: «Кот на крыше»
Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.
Карточка №67
Наблюдение за солнцем
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза
формировать интерес к неживым объектам природы.
Художественное творчество:
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Ход наблюдения:
Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Д/ и: «Составь предложение» - дети составляют предложение с предложенным словом.
Цель – создать условие для умения составлять предложения с заданным словом.
Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.
Цель: формировать умение работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Индивидуальная работа :Элементы хоккея.
Цель: создать условие для умения прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
П/ и: «Медведь и Пчелы»
Цель: повышение двигательной активности детей, улучшение здоровья.
П/ и: «Кто сделает меньше шагов?»
Цель: повышение двигательной активности детей, закрепление основного движения – прыжка, улучшение здоровья.
Карточка №68
Наблюдение за голубями
Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто часто прилетает к нам на участок?
Откуда они к нам прилетели?
Где они живут?
Кто их кормит?
Что они любят клевать?
Как называется домик, где живут голуби?
Голуби перелетные или зимующие птицы?
Д/ и: «Что бывает короткое, длинное» - дети рассуждают о величине предметов.
Цель: уточнить представления детей о величине предметов, развить быстроту мышления.
Трудовая деятельность: Изготовление горки для кукол.
Цель: формировать умение работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Индивидуальная работа «Не сбей флажок».
Цель: создать условие для умения ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
П/ и: «Медведь и Пчелы»
Цель: повышение двигательной активности детей, улучшение здоровья.
П/ и: «Мороз красный нос»
Цель: формировать умение внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Карточка №69
Наблюдение за пешеходной дорожкой
Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения:
Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что при-держиваться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.
Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на до-роге начерчены широкие белые полосы.
Д/ и: «Назови одним словом».
Цель: активизировать в речи обобщающие слова.
Трудовая деятельность: Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
П/ и: «Попади в цель».
Цель: формировать умение бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.
П/и6 «Снежная карусель»
Цель: формировать умение внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за п П/ и: «Два мороза»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами. правильностью выполнения заданий.
Карточка №70
Наблюдение за снежинками.
Цель: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.
Ход наблюдения:
Рассматривание снежинок. Взять на прогулку кусок картона, фанеры, на котором лежит темная материя. Предложить детям через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Найдите отличия? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Правильно, самая простая форма 6 лучей в виде иголочек, встречается форма звездочек и т. д. Что вы можете сказать о размере снежинок?
Художественное слово:
И. Тургенев приветствовал снег таким словами:
«Здравствуйте, легки звезды пушистого снега».
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурно
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится… (К. Бальмонт)
Д/ и: «назови одним словом»
Цель: активизировать в речи обобщенные слова
Игры по ФИЗО: скольжение по ледяной дорожке с выполнением дополнительных заданий: скольжение после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно.
Труд. поручения: предложить подгруппе детей очистить от снега участок
П/ и: «Снежная карусель»
Цель: формировать умение внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
П/ и: «Медведь и Пчелы»
Цель: повышение двигательной активности детей, улучшение здоровья.
3 неделя «Скоро Новый год»
Карточка №71
Зимушка – зима
Цель: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.
Ход наблюдения
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса. Вы должны рассказать о погоде, о снеге, о красоте деревьев, и какое настроение
вызывает у вас прогулка по зимнему лесу.
Трудовая деятельность: Очистка участка от снега.
П/ и: "Воробушки". "Прыгай не робей". Метание в даль.
Индивидуальная работа.
Д/ и: "Найди и опиши". "Цветные картинки". Пальчиковая гимнастика "Зимушка – зима".
Самостоятельная деятельность. Составление узоров из льдинок.
Карточка №72
Наблюдение за птицами зимой.
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой;
воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы:
Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
Почему они прилетают к жилью человека?
Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
Почему зимующих птиц надо подкармливать?
Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
Какой корм они охотнее поедают?
Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
Есть ли кормушка возле вашего дома?
Трудовая деятельность: Очистка участка младших дошкольников от снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.
П/ и: «Ловкая пара».
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.
П/ и: «Попади в цель».
Цель: создать условие для умения следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.
Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Карточка №73
Наблюдение за снегопадом
Цель: уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
. Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится.
В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега. Где образуются снежинки? На что они похожи?
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Трудовая деятельность: Сбор снега в кучу для постройки горки.
П/ и: "Ворона — воробей". "Не сбей флажок". Ходьба "змейкой" между предметами, не сбивая их.
Индивидуальная работа. Д/и "Уточни". "В лесу".
Самостоятельная деятельность. Игры со снегом и формочками.
Пальчиковая гимнастика. "Снежинка". Карточка №74
Наблюдение за снегом
Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.
Ход наблюдения
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду. Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. Назовите зимние месяцы. Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу? В результате чего она образовалась?
Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?
Трудовая деятельность: Залить водой горку.
П/ и: "Два мороза". "Кто дальше?".
Цель: ориентировка в пространстве.
Индивидуальная работа. Д/и "Назови предметы". "Что лишнее".
Пальчиковая гимнастика "Падает снежок".
Самостоятельная деятельность. Катание на лыжах.
Карточка №75
Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель: расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
(Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.) Какая у них щетина? (Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина?
Сравнить снегоочиститель с машиной "скорой помощи".
Трудовая деятельность: Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
П/ и: "Охотники и звери", "Не попадись". Метание в даль.
Цель: развивать координацию движений.
Индивидуальная работа. Д/и "Пройди по мостику". "Быстро возьми, быстро положи".
Пальчиковая гимнастика "Транспорт".
Цель: развитие мелкой моторики.
Самостоятельная деятельность. Игры со снегом, катание на санках.
4 неделя «Новогодние сюрпризы»
Карточка №76
Наблюдение за снегирем
Цель: расширять представления о пролетных птицах;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо —
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится —
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
А у самочки? (Темно-серого.)
Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)
Чем отличается клест от снегиря? ( Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)
Исследовательская деятельность:
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность: Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
П/ и: «Не поется птицам без небес».
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Индивидуальная работа: «Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия. Карточка №77
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность: Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
П/ и: «Птицы и кукушка».
Цели: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.
П/ и: «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Карточка №78
Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее. (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки снежного городка.
Цель: формировать умение трудиться в коллективе;
планировать работу.
П/ и: «Найди по следу», «След в след».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
Индивидуальная работа: Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.
. Карточка №79
Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с
полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Трудовая деятельность
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески. П/ и: «Метелица».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
П/ и: «С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).