Анастасия Весютова
Картотека прогулок
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка 1
Тема: Вода
Цели:
знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;
способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
Ход наблюдения
Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Надоело им свисать,
Стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон
– Кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.
Темочки:
Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она – гладкая, шершавая и т. д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.)
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)
Есть примета: длинные сосульки – к долгой весне.
Трудовая деятельность
Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.
Подвижные игры
«Мы – капельки», «Живой лабиринт».
Цели:
- учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;
- тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
- обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии;
- развивать выносливость.
Прогулка 2
Тема: Вода
Цели:
продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе;
закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.
Ход наблюдения
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
С. Маршак
Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход».
Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.
Живет – лежит, умирает – бежит.
Зимой греет, весной тлеет.
Летом умирает, осенью оживает.
Всю зиму смирно лежит, весной убежит.
(Ледоход.)
Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку?
Какие признаки весны заметили на участке детского сада?
Как «борются» зима с весной на речке?
В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет – ледоход».
Трудовая деятельность
Уборка участка от зимнего мусора.
Цель: формировать трудовые умения, чувство коллективизма.
Подвижные игры
«Речная фигура», «Измени слово» (заменить последующую часть слова ледоход так, чтобы получилось другое – ледорез, ледокол, ледовоз и т. д.).
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
«Два мороза».
Цель: учить использовать знакомые движения в природных условиях.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
обучать простейшим навыкам туризма;
закреплять навыки ходьбы, преодоления различных препятствий.
Цели:
учить прыгать, не задевая и не сдвигая палки с места;
соблюдать ритм прыжков;
начинать и заканчивать прыжки в соответствии с началом и окончанием чтения стихов ( усложнение: во время прыжков выполнять хлопки перед собой, над головой, за спиной).
Прогулка 3
Тема: Вода
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Если сели на карниз,
То растут все время вниз. (Сосульки.)
Из чего состоит сосулька?
Какие свойства льда вам знакомы?
Сосулька – замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.
В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)
Если появляются сосульки – это первый признак приближения весны. Капель – борьба весны с зимой.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек и скамеек от снега.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.
Опыт «Вода и снег»
Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.
Где вода быстрее растает? В одном ведерке – рыхлый снег, в другом – утрамбованный, в третьем – лед.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед – в последнем ведре.
Подвижные игры
«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».
Цели:
учить согласовывать движения друг с другом;
развивать глазомер.
Индивидуальная работа
Метание в цель.
Цель: учить выполнять правильное движение руки.
Прогулка 4
Тема: Вода
Цели:
формировать реалистическое понимание неживой природы;
закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой – снег.
Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Из чего состоят снег и лед?
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры
«Затейники», «Пожарные на ученье».
Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Прогулка 5
Наблюдение за проталинами
Цели:
учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели:
приучать к чистоте и порядку;
воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Прогулка 6
Тема: Ветер
Цели:
закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;
дать понятие о ветре, его свойствах;
определить направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер – движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Опыт «Здравствуй, ветер!»
Цель: показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.
Дети подходят к луже. Это «море». Дети – это «ветры». Они дуют на лужу. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду кораблики с парусами, дуют, кораблики плывут. Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный?
Вывод: Воздух невидим, но его движение можно ощутить и почувствовать.
Подвижные игры
«Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать.
Прогулка 7
Тема: Наблюдение за проталинами
Цели:
учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели:
приучать к чистоте и порядку;
воспитывать чувство прекрасного.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать, что хотя воздух и невидим, его можно почувствовать.
Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
Подвижные игры
«По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
упражнять в развитии ловкости.
Прогулка 8
Тема: Наблюдение за облаками
Цели:
побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений;
закреплять знания о неживой природе.
Ход наблюдения
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.
А. Сиголаев
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
Исследовательская деятельность:
Определить, какие облака на небе.
Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.
Из чего состоят облака?
Всегда ли они бывают одинаковыми?
Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Трудовая деятельность
Работа граблями и метлой.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры
«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа
развитие движений.
Цели:
воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
развивать силовые качества.