Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Зима. Декабрь 1 неделя.
Наблюдение «Здравствуй, гостья-зима»
Задачи. Формировать представления детей о чередовании времён года. Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Иван Никитин
— Дети, а какое время года было перед зимой?
— Перед зимой всегда идёт осень. Дети, в чём отличие зимы от осени?
— Сначала осень была золотой, разноцветной. Затем, поздней осенью вокруг нас были тёмные, грустные тона: голые деревья, грязь на дорогах. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, какие цвета преобладают зимой?
— Да, зима окутала деревья белым снегом, набросила снежное покрывало на землю и сразу на душе стало радостно, светло. Поэтому и радуются люди приходу зимы: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…». Зима идёт, холод за собой ведёт. Холод наступает, всё кругом замирает. Заснули растения, многие животные. Но не страшны зимние холода и морозы людям. «Пусть мороз твой трещит: наша русская кровь на морозе горит!» Дети, как мы защищаемся от холода зимы?
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. Мы говорим: «Здравствуй, гостья-зима!» Дети, а почему зима гостья, а не хозяйка?
— Мы рады зиме, её белоснежному наряду, но зима приводит холод и мороз. Мы мороза не боимся, но хочется нам тепла. Дет, какое время года придёт после зимы?
— После зимы обязательно наступит весна, принесёт тепло. А сейчас мы радуемся зиме, приглашаем её в гости «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…». Дети, что мы узнали о зиме, как времени года?
Вывод. Зима – это время года, которое наступает после осени. Зима у нас погостит и уйдёт. После зимы всегда приходит весна.
Наблюдение «Холод».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
По дорогам идёт дед,
А за ним идут вслед,
Для зверей и птиц голод,
Для всех … Холод
— Первая примета зимы: холод. Дети, как вы думаете, почему стало холодно?
— Дети, что дарит планете Земля тепло?
— Солнце дарит нашей планете тепло и свет. Всё дальше и дальше уходит Земля от Солнца. Наступает холодный период года. Холод воду в лёд превращает, ледостав начинает. В холод замирает всё живое: растения, животные. Зимой ветер холодный, злой, он пробирается в каждую щёлочку, в каждую дырочку. Холод опасен для здоровья людей. Дети, как люди защищают своё здоровье от холода?
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. Дети, как вы думаете, какие постройки на участке холоднее: деревянные или железные?
Педагог прикладывает мокрую тряпку к деревянной поверхности, затем к железной. Обращает внимание детей, что к железу мокрая тряпка приклеилась.
— Дерево дольше тепло сохраняет, чем железо. Железо зимой опасность таит, холодом обжигает, кожу срывает. Дети, руки оберегайте, к железным изделиям без варежек не прикасайтесь. Дети, что мы узнали о холоде? (Ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что холод – первая примета зимы. Он опасен для здоровья людей.
Наблюдение «Декабрь – стужайло».
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем зимы. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— В ноябре осень кончается, в декабре зима начинается. Ноябрь последний месяц осени. Декабрь – первый месяц зимы. В народе говорят: Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит. Дети, как вы думаете, почему декабрь назвали стужайло?
—Стужа – это сильный холод. Солнце в декабре светит, да не греет. Поэтому в народе и назвали декабрь стужайло. Декабрь — спрашивает: «Хорошо одет? Хорошо ль обут?» Дети, что вы ответите декабрю? Как вы одеты?
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. Дети, что мы узнали о декабре?
Вывод. Дети, мы узнали, что декабрь – первый зимний месяц, начало зимы. В народе декабрь называют стужайло, потому что наступает сильный холод, стужа.
Наблюдение «Снежинки»
(желательно в снегопад).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, какая первая примета зимы?
— Первая примета зимы: холод. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Зима взбивала перину,
Чтобы укрыть долину,
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые… Снежинки.
— Дети, как вы думаете, что такое снежинки?
— Снежинки – это замёрзшие капельки воды. Дети, где рождаются снежинки?
— Снежные тучи по небу проплывают, снежинки на землю роняют. Дети, вы видели снежинки? Снежинка какая?
Если есть возможность, дети и педагог рассматривают снежинки.
— Дети, что мы узнали о снежинках?
Вывод. Дети, мы узнали, что снежинки – это замёрзшие капельки воды.
Весёлые упражнения «Снежинка».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Светло-пушистая, Руки вверх.
Снежинка белая, Руки в стороны.
Какая чистая, Руки вперёд, ладонями вверх.
Какая смелая! Руки в стороны.
Дорогой бурною Руки вверх.
Легко проносится, Руки через стороны вниз, пружинка.
Не в высь лазурную, Встаём на носочки, руки вверх.
На землю просится… Наклон вперёд, руки вниз.
Но вот кончается Встаём прямо, руки на пояс.
Дорога дальняя, Руки в стороны.
Земли касается, Наклон вперёд, руки вниз.
Звезда кристальная. Встаём прямо, руки на пояс.
Лежит пушистая Руки вперёд, ладонями вверх.
Снежинка смелая. Руки в стороны.
Какая чистая, Руки вверх.
Какая белая! Руки в стороны.
Константин Бальмонт
Наблюдение «Первозимье».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Сейчас у нас начало зимы – первозимье. Первозимье начинается с выпадением снега. Дети, а у нас снег выпал или нет?
— Что ещё изменилось в природе в первозимье?
— В первозимье самые короткие дни, наступил глубокий покой в природе, заснули растения. Дети, как вы считаете, почему растения заснули?
— Холод, стужа – всё замирает, тепло ожидает. Не только деревьям и животным холодно, но и люди замерзают. Дети, как люди спасаются зимой от холода?
— В домах включили отопление, в деревнях топят печки. Люди надевают тёплые одежду и обувь. Дети, что мы узнали о первозимье?
Вывод. Дети, мы узнали, что первозимье – это начало зимы, земля покрывается снегом, природа замирает от холода.
Весёлые упражнения «Волшебница – зима».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот север, тучи нагоняя, Руки вперёд, ладонями вверх – плавно в стороны.
Дохнул, завыл и вот сама Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.
Идёт волшебница – зима, Ходьба на месте.
Пришла, рассыпалась клоками
Наклон вперёд, руки вниз, плавно покачиваем
Повисла на суках дубов, Встаём прямо, руки в стороны.
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Руки в стороны, волнообразные движения.
Брега с недвижною рекою Наклон вперёд, руки вниз.
Сравняла пухлой пеленою; Встаём прямо, руки в стороны.
Блеснул мороз, и рады мы Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс.
Проказам матушки–зимы.
А. С. Пушкин