Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь 3 неделя,
Исследование «Листья деревьев».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Познакомить с видоизменением листьев. Помочь детям запомнить названия листьев деревьев. Развивать любознательность детей, память, мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
Материалы: листья лиственных и хвойных деревьев.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Соберите, пожалуйста, листья деревьев. Внимание, дети! Собираем только чистые листья, аккуратно берём за черешок, составляя букет.
Дети собирают опавшие листья деревьев.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
— Дети, рассмотрим листья деревьев. Все листья одинаковые или они разные? (ответы детей).
— Есть листья простые, как у берёзы, тополя, клёна. А есть листья сложные, они состоят из маленьких листочков, как у рябины. Дети, что есть у всех листьев? (предположения детей).
— У всех листьев есть ножка (черешок, которым они прикрепляются к веточке.
Педагог приглашает детей подойти к хвойному дереву. Если на участке детского сада нет хвойного дерево, педагог приносит веточку хвойного дерева.
— Дети, как называется это дерево? (ответы детей).
— А где же листья у этого дерева? (предположения детей).
— Иголки – это листья хвойных деревьев. Дети, листья хвойных деревьев похожи на листья лиственных деревьев? (ответы детей).
— Иголки маленькие, тоненькие, поэтому осенью они не желтеют, на зиму не опадают. Хвойные деревья и зимой будут радовать нас свой зеленью. Дети, что мы узнали о листьях деревьев? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что листья деревьев разные: простые или сложные, есть листья-иголки.
Целевая прогулка по участку детского сада «Путешествие в Осеннее царство».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Показать детям многообразие красок золотой осени. Познакомить детей с деревьями и кустарниками участка. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к природе родного края, чуткость к художественному слову.
Путешествие.
— Дети, сегодня нас ожидает удивительное путешествие в Осеннее царство. Только самые внимательные и наблюдательные дети увидят это волшебное царство. Во время нашего путешествия, дети, будьте внимательны, ищите чудеса Осени.
Дети вместе с педагогом спокойно гуляют вокруг здания детского сада. Педагог подводит детей к деревьям и кустарникам. Называет растения, делая акцент: «Это дерево…», «Это кустарник…».
После путешествия, на своём участке, педагог беседует с детьми.
— Дети, расскажите, пожалуйста, какие чудеса Осени вы увидели? (рассказы детей).
— Дети, какие деревья растут у нас? (ответы детей).
— Какие кустарники мы встретили? (ответы детей).
— Дети, как прекрасно Осеннее царство!
Наблюдение «Осеннее Солнышко».
(22 сентября).
Задачи. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказать детям о значении солнца в жизни растений. Расширять кругозор детей. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет? (ответы детей).
Если в этот день светит солнце, педагог предлагает.
— Дети, поднимите, пожалуйста, лицо к солнцу, закройте глаза. Погреемся в лучах осеннего солнца, зарядимся солнечной энергией. Только, пожалуйста, не открывайте глаза, яркий солнечный свет опасен для глаз.
Дети греются в лучах солнца
— Дети, как вы думаете, почему осенью солнышко мало дарит нам тепла и света? (предположения детей).
— Дети, далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. А вокруг него, как дети возле своей мамы, кружатся планеты. И наша планета Земля, кружится вокруг Солнца. Летом Земля близко подходит к Солнышку, и Солнышко своими лучами обогревает Землю, дарит ей тепло и свет. А осенью Земля отходит от Солнышка всё дальше и дальше, и лучи Солнышка не достают до Земли, не могут её согреть. Поэтому осенью холоднее. Сегодня день Осеннего равноденствия – день равен ночи. После дня Осеннего равноденствия дни станут короче, а ночи длиннее. Дети, для кого важны свет и тепло Солнца? (ответы детей).
— Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Но больше всего нужны свет и тепло Солнца растениям. Без тепла и света растения умирают, вянут. А самые большие растения – деревья, засыпают. Дети, что мы узнали о Солнце? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что солнце дарит нам тепло и свет. Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям.
Весёлые упражнения «Осеннее Солнце».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, закличку запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Солнце, солнце! Руки вверх.
Где же ты? Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.
Без тебя грустят цветы, Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.
Воробьи не скачут, Руки на пояс. Прыжки на месте.
Ребятишки плачут. Руки вниз. Наклон головы вниз.
Солнце, солнце, Выходи! Руки на пояс, шагаем на месте.
Надоели нам дожди. Покачаем головой влево, вправо.
Выйди из-за тучек, Руки плавно вверх, в стороны.
Протяни нам лучик! Руки вперёд, ладонями вверх.
Надежда Радченко
Исследование «Листопад».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Раскрыть понятие «листопад». Воспитывать интерес к изменениям в природе родного края, чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. Упражнять в умении медленно кружится, сохраняя устойчивое равновесие.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем.
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад».
Листопад, листопад
Засыпает старый сад.
Листья, словно бабочки,
Кружатся, порхают,
И крыльцо, и лавочку
Листья осыпают.
Листопад, листопад
Засыпает старый сад.
Т. А. Шорыгина
— Дети, как вы считаете, что такое листопад? (ответы детей).
— Слово «листопад» состоит из двух слов: лист падает. Дети, как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья осенью? (предположения детей).
— Деревья готовятся к зиме. Листья испаряют влагу, а зимой дождей нет и не нужно испарять лишнюю влагу. Зимой на деревья падает снег. Если на каждом листочке будет снег, дерево не выдержит, и ветки дерева сломаются.
Педагог с детьми подходят к кучкам листьев на земле и внимательно их рассматривают.
— Листопад, падают листья на землю. Дети, как вы думаете, что происходит с листьями на земле? (предположения детей).
— Листья высыхают. Засохшие листья укрывают корни деревьев и согревают их в морозы. В опавших листиках насекомые прячутся от зимы. Опавшие листья нужны и животным в лесу. Многие звери устилают свои берлоги, норы, дупла сухими душистыми листьями. Дети, что мы узнали о листопаде? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что листопад – это падение листьев на землю. Деревья сбрасывают листья и готовятся к зиме.
Подвижная игра «Листопад».
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
— Дети, Волшебница Осень превратила вас в разноцветные листья. Только подует ветер, листья кружатся, летают, качаются, но далеко не разлетаются. Ветер затих, и листья замирают на месте, пока снова не подует ветер.
Педагог напоминает правила игры.
Игровые правила:
1. листья начинают движения только после сигнала «Ветер подул»;
2. листья кружатся, плавно приседают (пружинка, раскачиваются из стороны в сторону;
3. после сигнала «Ветра нет» листья замирают на месте.
Педагог во время игры следить за физическим состоянием детей, останавливает тех детей, который сильно кружатся, предлагая им сменить направление кружения, или выбрать другое движение листьев.
Наблюдение «Золотая осень».
Задачи. Показать детям многообразие красок золотой осени. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Поощрять желание детей любоваться красотой родной природы. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей, память.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, облачно или идёт дождь, солнечно или пасмурно, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Как красива природа осенью!
Дети любуются красотой осенних деревьев, делятся своими впечатлениями.
— Осень часто называют золотой, как вы думаете, почему? (ответы детей).
— Золотой – это оттенок жёлтого цвета. Дети, что в жёлтый цвет окрасила осень? (ответы детей).
— А какие краски ещё использовала Осень, чтобы украсить наши леса и дворы? (ответы детей).
— Дети, как вы думаете, почему изменился цвет листьев? (предположения детей).
— Летом Солнце растения энергией насыщало, зелёный цвет пробуждало. Осенью растения засыпают, листья цвет меняют. Дети, какого цвета листья осенью? (золотые, жёлтые, красные, багряные, оранжевые).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, на каких деревьях листья золотые? (ответы детей).
— Осень золотой не зря в народе называют, жёлтые цвета осенью преобладают.