Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Осень. Октябрь 3 неделя.
Наблюдение «Перелётные птицы».
Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Поддерживать интерес детей к изменениям в природе родного края. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
— Дети, а вы знаете, что по лесному календарю месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Дети, каких птиц называют перелётными? (предположения детей).
— Перелётные птицы – это птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются на Родину. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Улетели на юг скворцы и грачи, кукушки и ласточки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Дети, как вы считаете, почему эти птицы улетели в тёплые края?
— Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому насекомоядные птицы улетают в тёплые края. Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом! Дети, какие птицы живут на реках и озёрах?
— Журавли и лебеди, гуси и утки – эти птицы живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, птицы покинут нас, полетят в тёплые края, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздаются с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет. Дети, почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают в тёплые края?
— Воробьи, вороны, голуби, сороки и зимой найдут себе корм, поэтому они не улетают. Дети, что мы узнали о перелётных птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что перелётные птицы – это птицы, которые осенью улетают в тёплые края, потому что не находят себе корма.
Исследование «Деревья осенью».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Что такое деревья?
— Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, и много листьев. Дети, какие деревья растут на участке нашего детского сада?
Педагог показывает на деревья, которые назвали дети.
— Какие деревья вы ещё знаете?
— Дети, цель нашего исследования: узнать, что происходит с деревьями осенью. Приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог просит рассказать детей о своих наблюдениях.
— Дети, тайну растений расскажите, что происходит с деревьями осенью опишите. (Рассказа детей).
Педагог благодарит детей, которые действительно наблюдали за деревьями или заметили что-то необычное.
— Осенью деревья листья теряют, зиму ожидают. Дети, как вы думаете, почему деревья осенью листья теряют?
— Мало осенью света и тепла, поэтому растения вянут, деревья теряют листья. Все растения готовятся к зиме, к зимней спячке. Дети, что мы узнали о деревьях?
Вывод. Дети, мы узнали, что осенью у деревьев опадают листья, деревья готовятся к зиме.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Октябрь – листопадник».
Задачи. Познакомить детей со вторым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода?
— Дети, какое сейчас время года?
— Назовите, пожалуйста, первый месяц осени.
— Второй месяц осени называется октябрь. В народе октябрь называют Листопадником. Дети, как вы думаете, почему?
— Цель нашего исследования, найти приметы октября – листопадника. Дети, на что вам нужно обратить внимание?
— Деревья и кустарники изучаем, что происходит с листвой замечаем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на деревья и кустарники не только на территории детского сада, но и за забором. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, как вы считаете, почему октябрь называют Листопадником?
— Дети, как вы думаете, почему деревья сбрасывают листья?
— Деревья готовятся к зиме. Листья испаряют влагу, а зимой дождей нет и не нужно испарять лишнюю влагу. Зимой на деревья падает снег. Если на каждом листочке будет снег, дерево не выдержит, и ветки дерева сломаются. Дети, что мы узнали об октябре?
Вывод. Дети, мы узнали, что октябрь – второй месяц осени. Октябрь – листопадник. В этом месяце листья опадают с деревьев, деревья готовятся к зиме.
Наблюдение «Приметы осени».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода?
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Какое сейчас время года?
— У каждого года времени есть приметы. Приметы осени вспоминаем, дружно называем. Дети, кто помнит, кто знает приметы ранней осени?
— Ранней осенью урожай собирают да на зиму запасают. Дети, кто помнит, кто знает приметы золотой осени?
— Дети, приметы осени перечислю, запомнить предлагаю.
1. Дни короче, ночи длиннее.
2. Ночью холодно, заморозки.
3. Света и тепла мало.
4. Растения увядают.
5. Листопад.
6. Птицы улетают в тёплые края.
— Дети, что мы узнали?
Вывод. Дети, мы узнали, что у каждого времени года есть свои приметы.
Наблюдение «Поздняя осень».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода?
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите?
Дети делятся своими впечатлениями.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
Алексей Плещеев.
— Дети, этот период осени называют поздняя осень. Помните, во времена золотой осени листья на деревьях были яркие, разноцветные. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, какие цвета преобладают в природе в это время года?
— Да, вокруг нас тёмные, грустные тона. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Грязь на дорогах, хмурое, серое небо. Солнце встаёт поздно, и раньше уходит за горизонт, дни становятся короче, а ночи длиннее. Дети, что происходит с деревьями глубокой осенью?
— Деревья готовятся к зиме, сбросили листву. Дети, как вы думаете, почему птицы улетели на юг?
— Поздняя осень – это холодные ночи и прохладные дни, частые дожди или мокрый снег, холодные ветра. Не только деревьям и животным холодно, но и люди замерзают. Дети, как люди спасаются поздней осенью от холода?
— В домах включили отопление, в деревнях топят печки. Люди надевают тёплые комбинезоны и куртки. Дети, что мы узнали о поздней осени?
Вывод. Дети, мы узнали, что поздней осенью прохладно, дни становятся короче. Деревья готовятся к зиме, сбросили листву, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее.