Анна Злобина
Картотека подвижных игр в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с бегом
«Солнышко и дождик»
Цель: формирование умения ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Описание:
Дети присаживаются на корточки за стульями, расположенными на некотором расстоянии от стен зала, и смотрят в окошко (Отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять»! Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорее домой!» все бегут на свои места и присаживаются сзади стульев.
«Птички в гнёздышках»
Публикация «Картотека подвижных игр в младшей группе» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
Цель: формирование умения ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание: дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик – гнездышко (положенный на пол большой обруч и т. п.). Дети сидят на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, инструктор - птичку. По словам «Полетели -полетаем» птенчики вылетают из гнездышках и стараются улететь за кормом подальше. По словам инструктора «Полетели домой» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания:
Инструктор следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать дальше от дома, там больше корма для птичек.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: Закрепление умения детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание:
Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж»
«Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание:
Дети строятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны, инструктор дает гудок и поезд начинает, двигается вперед, вначале медленно, потом быстрее, быстрее и наконец дети переходят на бег. «Поезд подъезжает к станции»,- говорит инструктор. Дети замедляют постепенно шаг, и поезд останавливается. Дети выходят погулять: они расходятся по поляне, собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, они снова собираются в колону, и движение поезда возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
«Найди свой цвет»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание:
Инструктор раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета собираются в разных углах комнаты, обозначенных инструктором заранее флагом определенного цвета. По сигналу инструктора: «Идите гулять»,- дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда инструктор скажет: «Найди свой цвет», -дети собираются возле флага соответствующего цвета. Инструктор отмечает, какая группа раньше собралась. Затем игра повторяется.
«Лохматый пёс»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание:
Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка:
«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой, уткнувши нос.
Тихо-смирно он лежит,не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что-то будет.»
Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегаются и спрячутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4раза.
«Мыши и кот»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Описание:
Дети – мыши сидят в норках на скамейках. В одном из углов площадки сидит кот. Роль кота исполняет инструктор. Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках. После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется
Указания:
Из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кошка закроет глаза и засыпает, а возвращаться в норки – после того как кошка проснется и замяукает.
«Трамвай»
Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
Описание: дети стоят в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держаться за шнур правой рукой, другие – левой. Это трамвай. Инструктор стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три цветных флаг: желтый, зелёный, красный. Он объясняет, что на зелёный сигнал надо двигаться, на красный и желтый – останавливаться. Инструктор поднимает зелёный флаг – трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до инструктора (светофора, дети смотрят, не сменился ли цвет. Если по – прежнему зелёный цвет, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флаг, дети останавливаются и ждут, когда
появится зелёный флаг, чтобы снова можно было двигаться.
«У медведя во бору»
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Описание:
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
«Бегите ко мне»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой.
Описание:
Дети сидят на скамейках, поставленные вдоль сторон площадки. Инструктор стоит у противоположной стороны зала. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне»!Дети бегут к инструктору, который встречает их приветливо. После того как дети соберутся около инструктора, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз. На слова инструктора «Бегите домой!» дети бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бежать к инструктору можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.
Игры с подпрыгиванием и прыжками
«По ровненькой дорожке»
Цель: развитие у детей согласованности движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Описание:
Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Инструктор ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки. Раз-два, раз-два по камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам. В яму бух.» При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова в «ямку бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит инструктор, и дети поднимаются. Инструктор снова повторяет стихотворение, после нескольких повторений он произносит другой текст: по ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке устали наши ножки, устали наши ножки. Вот наш дом - здесь мы живем. С окончанием текста дети бегут в дом.
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.
Описание:
Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Инструктор находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги. Инструктор кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!» Игра продолжается.
Указания:
Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром, инструктор то опускает, то приподнимает его.
«Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание:
Дети стоят на скамеечках, на больших кубиках, положенных на полу в одной стороне площадки. Это воробышки на крыше. В стороне спит «кот». Кот спит. «Воробышки полетели», -говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «Мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5-6 раз.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание:
Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.
«Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Описание:
Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.
«Лягушки-попрыгушки»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание через лежащий на полу шнур.
Описание:
На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.
В соответствии с ритмом стихотворения дети выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков) до «болотца» и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. Если группа детей большая, то построение производится в две шеренги и во избежание травм расстояние между шеренгами составляет примерно 1,5 – 2м. Дети второй шеренги вступают в игру чуть позже и только по сигналу воспитателя.
«Огуречик, огуречик»
Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.
Описание:
На одной стороне зала – воспитатель «мышка», на другой стороне – дети. Они приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту в свой «домик», а педагог их догоняет.
Игры с подлезанием и лазаньем
«Мыши в кладовой»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.
Описание:
Дети изображают мышей. Они сидят на скамейках на одной стороне площадки – мыши в норах. На противоположной стороне, на высоте 50-40см. натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играющих сидит инструктор исполняющая роль кошки. Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, подлезая под веревку. В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышками. Мыши выбегают из кладовой и прячутся в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их.) Затем кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается. Повторяется 5-6раз.
«Наседка и цыплята»
Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание:
Играющие дети изображают цыплят, инструктор – наседку. Цыплята с наседкой находятся в доме. В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка зовет цыплят: «ко-ко-ко». По ее зову, цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, наклоняются, приседают, ищут корм. По словам инструктора «Большая птица летит!» Все цыплята быстро убегают и прячутся в дом. Игра повторяется 3-4 раз.
«Куры в огороде»
Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.
Описание:
На середине площадки ограничивают небольшую площадь – «огород». Недалеко от него, с одной стороны площадки ставят стул – это «дом» сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту – «дом» для кур. Роль «сторожа» вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные – «куры». По сигналу воспитателя: «Идите, курочки, гулять» - дети – «куры» подлезают под «ограду» (рейку, пробираются в «огород», бегают, «ищут» корм, «кудахчут». «Сторож» замечает «кур» и гонит их из «огорода» - хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!» Дети – «куры» убегают, подлезают под рейку и прячутся в «дом». «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра повторяется. Если игра проводится впервые, то площадь «огорода» не обозначается. Дети бегают, используя всю площадку.
«Обезьянки»
Цель: упражнять детей выполнять лазание по гимнастической стенке.
Описание:
Инструктор предлагает подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться до 3-4 рейки. Это обезьянки, остальные дети сидят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки.
Указания:
Усложнение задание, предложить детям перебираться с пролета на пролет стенки–с дерева на дерево.
«Кролики»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, ориентироваться в пространстве, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, бег врассыпную, подлезание под препятствие, не касаясь руками пола.
Описание:
На одной стороне площадки мелом нарисованы кружочки (5-6) – это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа (стул, на котором сидит инструктор). Между домом и клетками кроликов находится лужок, на котором кролики гуляют. Инструктор делит всех играющих на группки по 3-4 ребенка. Каждая группка становится в один из начерченных на полу кружков. Дети присаживаются по указанию инструктора на корточки (кролики сидят в клетках). Инструктор подходит поочередно к клеткам и выпускает кроликов на лужок. Кролики один за другим проползают под дугой, а затем бегают прыгают на лужайке. Через некоторое время инструктор говорит: «Бегите в клетки». Кролики спешат домой. Каждый возвращается в свою клетку, проползая снова под дугой. Кролики сидят в клетках до тех пор, пока сторож снова не выпустит их гулять. Игра повторяется 4- 5 раз.
Игры с бросанием и ловлей
«Кто дальше бросит мешочек?»
Цель: упражнять детей метать на дальность правой и левой рукой, действовать по сигналу.
Описание:
Дети стоят на одной стороне зал за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из играющих детей получает мешочек. По сигналу инструктора все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет мешочек. По следующему сигналу дети бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежит мешочек. Они поднимают двумя руками мешочек над головой. Инструктор отмечает детей. Которые бросили мешочек дальше всех. Дети возвращаются на исходное места. Игра повторяется 6-7 раз.
Указания:
Игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешочки нужно по заданию инструктора и правой и левой рукой.
«Попади в круг»
Цель: упражнять детей в метании в горизонтальную цель двумя руками снизу.
Описание:
Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (диаметр 1-1,5м.) в руках у детей мешочки с песком. По сигналу инструктора «Бросай!» все дети бросают мешочки в круг. Затем инструктор говорит:» Поднимите мешочки». Дети бросают в круг. Затем воспитатель говорит: «поднимите мешочки», дети поднимают мешочки и становятся на место. Игра повторяется 4-6 раз.
Указания:
Мешочки надо бросать обеими руками.
«Подбрось повыше»
Цель: упражнять детей бросать мяч вверх.
Описание:
Ребенок подбрасывает мяч как можно выше, стараясь бросить его прямо над головой, и ловит его. Если ребенок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает, как можно выше.
Указания:
Ребенок может подбрасывать мяч и одной и двумя руками.
«Поймай мяч»
Цель: упражнять детей ловить мяч брошенный воспитателем и бросать его обратно.
Описание:
Напротив ребенка на расстоянии 1,5 -2 м. от него становится взрослый, произносит слова: «Лови. Бросай, упасть не давай!» Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно, чтобы малыш успел поймать мяч и бросить его.
Указания:
По мере овладения навыками ловли и бросания расстояние можно увеличивать расстояние. Инструктор следит, чтобы дети хорошо бросали мяч и при ловле не прижимали его к груди.
Игры на ориентировку в пространстве
«Угадай, кто кричит»
Цель: упражнять детей подражать крику животного, соотносить издаваемые звуки с определенным животным.
Описание:
Дети становятся в круг спиной к центру. Инструктор стоит в кругу. Он называет водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого – либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются лицом в круг. Тот, кому предложит инструктор, отгадывает, кто кричал. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания:
Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подрожать, инструктор помогает ему, подсказывает.
«Что спрятано?»
Цель: упражнять детей различать основные цвета и т. д., развивать зрительную память
Описание:
Дети стоят по кругу или в шеренге инструктор кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубики, флажок, погремушку, мячик и др.) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу инструктора поворачиваются спиной к центру круга. Инструктор прячет один или два предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к предметам, вспоминают, каких нет. Инструктор подходит по очереди к некоторым детям, и они шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, инструктор называет их вслух. Игра повторяется 4-5раз.