Альбина Амадьянова
Картотека подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на ориентирование в пространстве.
(ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих. Реагировать на звук колокольчика.
Материал: Ограниченное место, косынка, колокольчики.
Ход игры: Одному из детей завязывают глаза, остальным дают колокольчики или одному. «Жмурка» должен поймать малыша.
Найди где спрятано.
(ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
Публикация «Картотека подвижных игр» размещена в разделах
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.
Найди и промолчи.
(ориентировка в пространстве)
Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Материал: Любой предмет, который можно спрятать.
Ход игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
Найди зайку.
(ориентировка в пространстве)
Цель: Учить детей соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.
Материал: игрушка заяц.
Ход игры: Дети сидят на стульях или на травке. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет «Зайку». «Пора искать зайку», - говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать зайку. Тот кто находит несёт его воспитателю. Затем игра снова повторяется.
Угадай, кто и где кричит.
(ориентировка в пространстве)
Цель: Развивать у детей внимание.
Материалы: Колокольчик
Ход игры: Дети сидят лицом к стене. Помощник воспитателя прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик» когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем снова предлагает вернуться к стене. Помощник воспитателя опять звонит в колокольчик, спрятавшись в другом месте.
Игры с бегом.
Перебежки.
(бег)
Цель: Учить детей правильно бежать в заданном направлении и одновременно выполнять простейшие задания.
Материал: палки
Ход игры: Игры с бегом:
1. Пробежать в среднем темпе как можно дальше (90-180м).
2. пробежать по краям площадки или по ровненькой дорожке, высоко поднимая колени.
3. Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю.
4. Кто меньше сделает шагов, добежав до определённого места.
5. Кто быстрее пробежит дистанцию.
Гуси – лебеди.
(бег)
Цель: Учить действовать по правилам. Упражнять в лёгком беге с ускорением и ловкости.
Материал: Маска волка.
Ход игры: Выбирается волк и пастух, остальные – гуси.
На одной стороне отмечается дом гусе, сбоку логово волка. Пастух выгоняет пастись гусей на луг. Гуси ходят, летают. Затем пастух говорит:
Гуси, Гуси! Гуси. Да, Да, Да!
Гуси останавливаются и отве- Пастух. Так летите!
чают хором: Га, Га, Га! Гуси. Нам нельзя: Серый волк
Пастух: Есть хотите? Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите, как хотите.
Гуси летят домой, а волк пытается их поймать.
Не забегай в круг.
(бег)
Цель: Развивать ловкость и сноровку.
Материал: Чертится круг или делается из верёвки.
Ход игры: Дети располагаются за линией круга на одной стороне, воспитатель становится в центр круга. Дети перебегают на другую сторону, забегая в круг и быстро выбегая из него, а воспитатель ловит только тех, кто не успел выбежать из круга.
У медведя во бору.
(бег)
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя.
Ход игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
Птицы и лиса.
(бег)
Цель: Приучать детей выполнять разные функции. Ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на команды.
Материал: Маски птиц и лисы.
Ход игры: Дети-птицы устраиваются на пеньках, это их гнёзда. Вдалеке норка лисы. Птицы слетают с деревьев на землю, перелетают с одного места на другое, ищут различных вредных насекомых. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - все прячутся в свои гнёзда, а лиса выбегает из норы и пытается догнать птицу.
Игры с прыжками.
Через ручеёк.
(прыжки)
Цель: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Материал: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5-2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определённом расстоянии друг от друга.
Ход игры: Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился – намочил ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
На одной ножке вдоль дорожки.
(прыжки)
Цель: Упражнять в прыжках на одной ноге.
Материал: дорожка.
Ход игры: Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до другой стороны площадки на правой ноге. Обратно можно возвращаться бегом. Затем прыгают на левой ноге.
Из кружка в кружок.
(прыжки)
Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах. Энергично отталкиваться и мягко приземляться.
Материал: Несколько кружков на расстоянии 30-35 см.
Ход игры: Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок.
Лиса в курятнике.
(прыжки)
Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Ход игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Зайцы и волк.
(прыжки)
Цль: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Ход игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Игры с лазаньем и ползанием.
Кто скорее доберется до флажка?
(лазанье)
Цель: Продолжать учить быстро передвигаться по площадке, выполнять задание. Закрепить умение подлезать под веревку, поднятую над полом на 60 см, не касаясь земли (пола).
Ход игры: Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя (удар в бубен или хлопок или при словах «раз, два, три – беги!») дети бегут к флажкам, берут их поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.
Примечание: Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.
Медведь и пчелы.
(лазанье)
Цель: Закрепить навыки лазанья, умение быстро действовать по сигналу. Развивать ловкость.
Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные - пчелы. На расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.
Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки, чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.
Пожарные на ученье.
(лазанье)
Цель игры: Закреплять умение детей влезать на гимнастическую стенку; развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.
Ход игры: Дети стоят в 2-3 колонны лицом к гимнастической стенке- это пожарные. Стоящие первыми в колоннах находятся перед чертой на расстоянии 4-5 метров от стенки. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу, дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются на нее и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Воспитатель отмечает того, кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бегут следующие ребята.
Ловля обезьян.
(лазанье)
Цель: Развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.
Ход игры: Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян.
«Ловцы» пытаются поймать тех, кто не успел забраться на свое дерево, и уводят пойманных к себе. Так повторяется несколько раз, а затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, сумевшая поймать больше «обезьян».
Перелёт птиц.
(лазанье)
Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
Материал: Гимнастические лестницы, маски птиц.
Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.
Игры с метанием.
Сбей кеглю.
(метание)
Цель: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
Ход игры: Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.
Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
Педагог (взрослый) сопровождает свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли)
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)
И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)
Правила: Энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.
Школа мяча.
(метание)
Цель: Упражнять в умении бросать и ловить мяч из разных положений, двумя руками, правой и левой рукой. Развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками в порядке очередности.
Дети выполняют следующие движения с мячом:
1. Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.
2. Бросать мяч о стену и ловить его двумя руками.
3. Бросать мяч о землю и ловит его то правой, то левой рукой.
4. Бросить мяч о стену, дать ему упасть на землю и отскочить, после чего ловить его двумя руками. Повторить упражнение и ловить мяч вначале правой, потом левой рукой.
5. Ударять мяч о землю, отбивать его несколько раз(5) и ловить сначала правой, потом левой рукой.
6. Бросать мяч о стенку и ловить его сначала правой, потом левой рукой.
7. Бросать мяч в стенку правой рукой, ловить левой рукой, затем наоборот.
8. Подбросить мяч вверх, и не давая ему упасть, 5 раз отбить правой рукой. Затем отбивать левой рукой.
9. Ударить мяч о стену 5 раз, отбить правой рукой к стене, потом поймать той же рукой. Затем упражнение повторить левой рукой.
10. Повернувшись к стене спиной, бросить мяч через голову о стену, отскочить от нее, дать мячу упасть на землю, а затем ловить двумя руками.
11. Подбрасывать мяч двумя руками вверх и не сходя с места, ловить его. Повторить, делая во время полета мяча хлопок в ладоши перед собой, за спиной, по коленям. Во время полета мяча повернуться кругом, а затем поймать мяч.
12. Ударить мяч о землю и поймать его. Повторить упражнение с хлопками перед собой, за спиной. Ударить мяч по 5 раз о землю правой и левой рукой.
13. Ударить мяч о стенку и поймать его. Повторить с броском мяча из-под руки, из-под ноги, из за головы, снизу. Бросок делается двумя руками, одной рукой, с хлопком в ладоши, с поворотом вокруг себя, с перепрыгиванием через мяч после отскока от земли.
Серсо.
(метание)
Цель: Закреплять умения в метании. Развивать глазомер.
Ход игры: Дети строятся двумя колоннами, у каждого в руке кольцо. Двое ведущих, на расстоянии 2 – 3 метров, держат в руках короткие гимнастические палки. Задача игроков – набросить кольцо на палку. Выигрывает та команда, которая больше всего набросит колец.
Кого назвали, тот ловит мяч.
(метание)
Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Ход игры: Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
Правила: Слушать сигнал.
Охотники и звери.
(метание)
Цель: Учить детей бросать маленький мяч, стараясь попасть в зверей, выполнять имитационные движения, изображая лесных зверей. Развивать ловкость, глазомер.
Ход игры: Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным выходит из круга. Затем игроки меняются ролями.