Нина Александровна Волкова
Картотека по развитию основных движений у детей 5–7 лет «Ходьба»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа с детьми на прогулках по развитию основных движений. Ходьба.
“Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения”. Анджело Моссо
Ходьба змейкой
Обычная ходьба в умеренном темпе. При обычной ходьбе ногу ставим на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходим в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные – согнутые в локтях руки поочерёдно поднимаем вперёд не выше уровня груди, затем отводим назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой расправлены, живот подобран.
Публикация «Картотека по развитию основных движений у детей 5–7 лет „Ходьба“» размещена в разделах
Игровое упражнение «Змейка».
Задачи. Упражнять детей в ходьба змейкой. Закреплять умение детей сохранять дистанцию при ходьбе между предметами. Развивать ловкость.
Спортивный инвентарь: кегли.
Упражнение.
— Дети, волшебство начинаем, в змею нас превращаем. Змейка очень длинная, но её тело и хвост ползут туда, куда ползёт голова. Я – голова змейки, а вы её туловище и хвост. Куда я пойду, туда и вы идите.
Не толкайтесь, не спешите,
Друг за другом вы идите.
Ничего не задеваем,
Осторожно мы шагаем.
Наша змейка здесь ползёт
И никто не отстаёт.
Педагог ведёт змейку, контролирует, чтобы дети соблюдали дистанцию друг от друга, не забегали вперёд, не отставали, не задевали расставленные кегли. При повторении упражнения, змейку ведёт ребёнок.
Игровое упражнение «Ручеёк».
Задачи. Упражнять детей в ходьба змейкой. Закреплять умение детей сохранять дистанцию при ходьбе между предметами. Развивать ловкость, координацию движений. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Спортивный инвентарь: кегли.
Упражнение.
— Дети, волшебство начинаем, в ручеёк нас превращаем.
Ручеёк бежит, сверкает,
Словно змейка проползает.
Капельки, дистанцию соблюдайте,
Друг друга не толкайте.
Педагог контролирует, чтобы дети соблюдали дистанцию друг от друга, не забегали вперёд, не отставали, не задевали расставленные кегли.
Ходьба в колонне парами
Ходьба в колонне парами приучает детей соблюдать определённое направление, идти рядом с партнёром, не отставая от него и не забегая вперёд.
Игровое упражнение «Дружная пара».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе в колонне парами. Формировать умение детей соблюдать определённое направление, идти рядом с партнёром, не отставая от него и не забегая вперёд. Развивать координацию движений детей.
Упражнение.
Дети, парами встаём,
друга за руку берём.
Дружно парой мы шагаем,
движения друга повторяем.
Друг друга не толкаем,
не отстаём и не обгоняем,
вперёд дружно шагаем.
Дети строятся парами и идут по кругу. Педагог контролирует согласованность выполнения движения.
Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий
Игровое упражнение «Стоп!»
Задачи. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному с остановкой по сигналу. Закреплять умение детей легко ходить, энергично отталкиваясь от опоры. Развивать внимание детей, координацию движений.
Упражнение.
— Дети, вы умеете маршировать, как солдаты?
— Покажите, пожалуйста. На месте шагом марш!
Дети выполняют задание. Педагог контролирует технику ходьбы, при необходимости показывает движения детям и поясняет.
— Спинку держим прямо, голову приподняли, ноги высоко поднимаем, не шаркаем. Движения рук спокойные, согнутые в локтях руки поочерёдно поднимаются вперёд не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть руки примерно на уровне пояса. Дети, в игру «Стоп!» поиграть приглашаю, правила игры напоминаю.
Правила игры.
Как солдаты в колонне мы шагаем, маршировать не забываем.
Сигнал «Стоп!», прозвучал, солдат «Замри!» призвал.
Ноги вместе, спинка прямо, руки вниз. Педагог показывает движения.
Сигнал «Движение продолжаем!», игру повторяем.
Дети выполняют упражнение. Педагог контролирует технику ходьбы, обращает внимание на координацию движений рук и ног детей.
Ходьба широким шагом
Ходьба широким шагом. Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Ногу ставим перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов. При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
Игровое упражнение «Лоси и лисы».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе широким шагом. Напомнить детям технику ходьбы. Формировать выразительность и грациозность движений детей. Развивать внимание детей, координацию движений.
Упражнение.
— Дети, представьте, что мы с вами в лесу. По лесу лоси – великаны гуляют, широкими шагами шагают. Дети, покажите, пожалуйста, как ходит по лесу лось.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует технику ходьбы.
— В лесу лисы живут, не спеша они идут. Походка лисы легка, не широко шагает она, Дети, покажите, пожалуйста, как идёт лиса.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует технику ходьбы.
— Дети, по лесу гуляем, животных изображаем. Если я скажу «Лоси» – вы идёте широким шагом. Если я скажу «Лисы» – вы идёте лёгкими, неширокими шагами.
Дети выполняют упражнение. Педагог поочерёдно называет команды, контролирует технику ходьбы, обращает внимание на координацию движений рук и ног детей.
Ходьба с высоким подниманием колена (бедра)
Ходьба с высоким подниманием колена (бедра). Движения энергичные, чёткие. Ногу ставим сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутую в колене ногу поднимаем вперёд-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуем с движениями рук, кисти сжаты в кулаки. Продвижение вперёд незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.
Игровое упражнение «Лошадка».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен. Напомнить детям технику ходьбы. Закреплять умение детей ходить легко, энергично отталкиваясь от опоры. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать координацию движений.
Упражнение.
— Дети, волшебство начинаю, в лошадки вас превращаю. Напомню вам, как идёт лошадка.
Педагог рассказывает и показывает движения.
Техника выполнения движения.
Спинку держим прямо, плечи широко расправлены, голова приподнята.
Кисти рук сжаты в кулаки.
Лошадка поднимает согнутые в колене ноги вперёд – вверх, носок оттянут вниз.
Ногу плавно ставим на носок, а затем пяточку.
Шаги у лошадки короткие, но уверенные. Движения энергичные, чёткие.
Правую ножку подняли, левую руку вверх, к груди, правую руку вниз.
Левую ножку подняли, правую руку вверх, к груди, левую руку вниз.
Дети выполняют упражнение. Педагог контролирует технику выполнения движения, осанку детей, обращает внимание на координацию движений рук и ног детей.
Игровое упражнение «Олень».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен. Напомнить детям технику ходьбы. Закреплять умение детей ходить легко, энергично отталкиваясь от опоры. Продолжать формировать правильную осанку. Развивать координацию движений детей.
Упражнение.
— Дети, волшебство начинаю, в оленей вас превращаю. Напомню вам, как идёт олень.
Педагог рассказывает и показывает движения.
Техника выполнения движения.
Спинку держим прямо, плечи широко расправлены, голова приподнята.
Кисти рук сжаты в кулаки.
Олень поднимает согнутые в колене ноги вперёд – вверх, носок оттянут вниз.
Ногу плавно ставим на носок, а затем плавно отпускаем пятку.
Шаги у оленя короткие, но уверенные. Движения энергичные, чёткие.
Правую ножку подняли, левую руку вверх, к груди, правую руку вниз.
Левую ножку подняли, правую руку вверх, к груди, левую руку вниз.
Дети выполняют упражнение. Педагог контролирует технику выполнения движения, осанку детей, обращает внимание на координацию движений рук и ног детей.
Игровое упражнение «Русская тройка».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен. Напомнить детям технику ходьбы. Закреплять умение детей ходить легко, энергично отталкиваясь от опоры. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать координацию движений детей, умение согласовывать движения при ходьбе тройкой.
Упражнение.
— Дети, вы знаете, что такое тройка?
— В старину не было машин, и люди ездили на лошадях: верхом или запрягали лошадь в карету или телегу. Зимой на Руси люди ездили в санях. Сани похожи на ваши саночки, только большие. Дети, как вы думаете, какие сани поедут быстрее: с одной лошадью или с двумя?
— Издавна на Руси для скорости в сани запрягали три лошади, и называлась такая запряжка – тройка.
Колокольчиком играя,
Тройка русская летит!
На ходу сугроб взметая,
Снег летит из-под копыт…
— Дети, волшебство начинаю, в лошадей вас превращаю. Напомню вам, как идёт лошадка.
Педагог рассказывает и показывает движения.
Техника выполнения движения.
Спинку держим прямо, плечи широко расправлены, голова приподнята.
Кисти рук сжаты в кулаки.
Лошадка поднимает согнутые в колене ноги вперёд – вверх, носок оттянут вниз.
Ногу плавно ставим на носок, а затем плавно отпускаем пятку.
Шаги у лошадки короткие, но уверенные. Движения энергичные, чёткие.
Правую ножку подняли, левую руку вверх, к груди, правую руку вниз.
Левую ножку подняли, правую руку вверх, к груди, левую руку вниз.
— Дети в русскую тройку играем, по трое гуляем.
Педагог ставит детей по трое. Дети выполняют упражнение. Педагог контролирует технику выполнения движения, осанку детей, слаженность движения.
Ходьба с изменением направления движений
Ходьба с изменением направления движения проводится в двух вариантах. Первый вариант – ходьба за ребёнком, ведущим колонну; затем по команде все дети останавливаются, поворачиваются кругом и продолжают ходьбу за ребёнком, стоящим в конце колонны. Ведущему колонны ребёнку, стоящему в её конце, можно дать какие-либо предметы – платочки или флажки разных цветов. В дальнейшем данное задание выполняется без остановки, и поворот дети выполняют в процессе ходьбы.
Игровое упражнение «Кругом!»
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать внимание детей, ориентацию в пространстве, координацию движений.
Упражнение.
— Дети, кругом – это как?
— Покажите, пожалуйста, как вы повернётесь кругом.
Дети выполняют задание.
— Дети, поиграть приглашаю, внимание ваше проверяю. В колонну встаём, игру начнём. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
Вперёд шагаем, ноги выше поднимаем.
За осанкой следим, стройными мы быть хотим.
«Кругом, поворот совершаем, в обратную сторону шагаем.
Дети выполняют упражнение. Педагог подаёт команды, контролирует правильность выполнения упражнения.
Игровое упражнение «Повороты».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения. Продолжать формировать умение детей осознанно выполнять движения. Развивать внимание детей, ориентацию в пространстве, координацию движений. Совершенствовать умение детей определять пространственное направление относительно себя: лево, право и двигаться в заданном направлении.
Упражнение.
— Внимание! Внимание! Начинаем игру на внимание. В шеренгу встаём, игру начнём. Дети, покажите, пожалуйста, правую руку. Если я скажу: «Поворот направо!», покажите рукой, куда вы повернёте?
Дети выполняют задание.
— Вы повернёте направо. Дети, покажите, пожалуйста, левую руку. Если я скажу: «Поворот налево!», покажите рукой, куда вы повернёте?
Дети выполняют задание.
— Вы повернёте налево. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
В шеренгу встаём, прямо движения начнём.
Сигнал ожидаем, куда повернуть быстро решаем.
Поворот, движение продолжаем.
Прямо шагаем, ноги выше поднимаем.
За осанкой следим, стройными мы быть хотим.
Дети выполняют упражнение. Педагог подаёт команды, контролирует правильность выполнения упражнения.
Ходьба врассыпную с выполнением различных заданий
Ходьба врассыпную. В процессе выполнения этого упражнения развиваются самостоятельность действий и умение ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает детям ходьбу по всей площадке, при этом он переходит с одного места на другое; в противном случает дети теснятся около педагога и цель упражнения не достигается. В дальнейшем при повторении ходьбы врассыпную дети уже самостоятельно справляются с заданием, используя если не все пространство площадки, то большую его часть.
Игровое упражнение «Будь внимателен!»
Задачи. Упражнять детей в ходьбе врассыпную, с выполнением задания. Продолжать формировать правильную осанку детей. Развивать внимание детей, координацию движений.
Упражнение.
— Дети, внимание ваше проверяю, быть внимательными предлагаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
По участку гуляем, никого не толкаем.
За осанкой следим, стройными мы быть хотим.
Что вам делать подскажу, задание назову.
Задание выполняем, на месте замираем.
Педагог поочерёдно называет различные задания: присесть и встать, поднять правую ногу, подпрыгнуть и тому подобное. Дети выполняют упражнение. После выполнения задания педагог даёт команду: «Движение продолжаем!».
Игровое упражнение «Быстро – медленно».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе врассыпную, с изменением темпа движения по сигналу. Развивать внимание детей, координацию движений.
Упражнение.
— Дети, покажите, пожалуйста, как вы ходите быстро. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети не бежали, а быстро шли, соблюдая технику ходьбы.
— Дети, покажите, пожалуйста, как вы ходите медленно.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует технику ходьбы.
— Дети, внимание ваше проверяю, быть внимательными предлагаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
По всей площадке гуляем, маршировать не забываем.
«Быстро» – быстро шагаем, никого не толкаем.
«Медленно» – медленно гуляем, маршировать не забываем.
Дети выполняют упражнение. Педагог подаёт команды, контролирует правильность выполнения упражнения.
Ходьба приставным шагом
Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперёд, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь.
Игровое упражнение «Переправа».
Задачи. Упражнять детей в ходьбе приставным шагом. Напомнить детям технику ходьбы приставным шагом. Продолжать формировать умение детей осознанно выполнять движения. Развивать собранность, сосредоточенность детей при ходьбе, чувство равновесия, координацию движений.
Упражнение.
На земле прочерчены две параллельные линии, на расстоянии ширины ступни ребёнка.
— Дети, представьте, что перед нами река. Через реку переправа – узкий мост. Нам нужно пройти по мостику. Чтобы не упасть, мы пойдём боком, приставным шагом. Руки на пояс, левая ножка шагает, правая её догоняет. Пяточки вместе прижали. Снова левая ножка шагает, правая её догоняет. За пяточками следите, плотно их соедините. Дети, до конца мостика дойдите, с мостика не упадите.
Дети выполняют упражнение. Педагог контролирует правильность выполнения упражнения.