Ольга Перелигина
Картотека по психодиагностике
«Чудо-зоопарк»
Цель: развивать логическое мышление дошкольников, учить их делать умозаключения, развивать объяснительно-доказательную речь
Ход: дети рассматривают картинки – небылицы с изображением животных, которые не существуют в природе. Взрослый настаивает, что такие животные есть. Ребенок должен объяснить педагогу, почему их нет в окружающей природе. Затем педагог просит ребенка придумать животному новое сказочное название.
«Выбери верное» (внимание, мышление, речь)
Цель: развивать логическое мышление, обосновывать правильность своего мнения.
Публикация «Картотека по психодиагностике» размещена в разделах
Ход: педагог называет детям правильные и неправильные суждения. Например, «как вы думаете, зайчики любят морковь, потому что она вкусная или потому что она оранжевого цвета?»
«Что сначала, что потом?»
(внимание, мышление, речь)
Цель: развивать логическое мышление дошкольников, уточнить их представления о сезонных изменениях в природе, упражнять в объяснительно-доказательной речи.
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением разных периодов осени и расположить их в определенной последовательности: ранняя осень, золотая, поздняя. После того, как картинки выложены, ребенок объясняет, почему он их расположил именно таким образом
«Кто больше знает» (внимание, мышление, речь)
Цель: развитие быстроты реакции, мыслительной активности, осведомленности.
Ход: Взрослый говорит: «у меня в руке лопатка (стакан, коробка, палочка и др.) как и для чего этот предмет можно использовать?»
Д\И «Больше или меньше» (количество, счет)
Цель: развитие счета
Ход:
-Поровну ли елочек и грибов
- Сколько елочек?
-Сколько грибов?
-Выросла еще одна елочка. Чего стало больше елочек или грибов? На сколько?
Предлагаем сосчитать количество грибов и елочек.
«Чем отличаются птички» (мышление)
Цель: развивать мышление ребенка
Ход: ребенка просим найти 5 отличий на представленной картинке
«Классификация» (мышление, обобщение)
Цель: развитие процессов обобщения и абстрагирования
«Выбери подходящее слово» (речь)
Цель: Развитие речи
Ход: ребенку предлагают построить фразу, добавив пропущенное слово, которое необходимо выбрать из предложенных
Например, Зимой очень холодно и часто идет (дождь, снег, град). За едой лучше всего (читать, играть, молчать) «Соображайка» (мышление)
Цель: развитие логического мышления
Ход: 1) Волосы у Зины светлее, чем у Ани, но темнее, чем у Веры. У кого из них самые темные волосы?
2) Ручка длиннее карандаша, но короче кисточки. Какой предмет самый длинный?
3) Витя сильнее, чем Вова. Вова сильнее, чем Саша. Кто самый сильный?
«Что плавает, что тонет?» (мышление)
Цель: развитие логического мышления
Ход: подбираем предметы из материала (различные) из дерева; линейка, ложка, пуговицы, карандаши, гвозди и т. д. «Правильно ли я говорю?» (мышление)
Цель: развитие логического мышления, способности к сосредоточению.
Ход: 1)Весна бывает перед летом?
2) зима приходит после весны?
3)Лето начинается перед весной?
4) Зима начинается перед весной
Если ребенок согласен с высказыванием, он хлопает в ладоши, если нет – отвечает правильно.
«Четвертый лишний» (мышление, обобщение)
Цель: развивать умение делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обобщений.
«Почини игрушку» (мышление)
Цель: развитие наглядно-действенного мышления
Д\И «Лото» (количество, счет)
Цель:
Ход:
Ребенок должен положить карточки с цифрами, идущими до и после данной числовой фигуры.
«Найди ошибки в фигуре человека» (схема тела)
Цель: изучение схемы тела.
«Стань так, как я скажу» (схема тела, пространство)
Цель: учить ориентироваться относительно себя и относительно других объектов.
«Что я видел» (внимание, память)
Цель: развитие внимания, памяти.
Ход: ребенок рассматривает картинки и запоминает, что там нарисовано. Затем рассказывает.
«Что кому нужно» (мышление, речь)
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий.
Ход: взрослый называет человека по профессии (тракторист, агроном и т. д.). Дети называют, что кому их них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
Оборудование: иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе». «Дополнение фраз» (мышление, речь)
Цель: развитие речи и процессов мышления
Ход: ребенку последовательно предъявляются ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы. Нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. (Например, «Если пойдет дождь, то …», «Мальчики весело засмеялся, потому что …»)
«Отгадай-ка» (мышление, речь)
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход: ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок расписывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. «Бывает - не бывает» (мышление, речь)
Цель: учить детей умению обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.
Ход: воспитатель читает детям небылицу. Перед чтением произведения педагог предупреждает дошкольников, что если во время чтения они заметят нелепицу, то должны сказать, что так не бывает, и исправить ошибку.
«Опиши узор» («Придумай узор») (пространство)
Цель: учить ориентироваться в двухмерном пространстве.
«Угадай по описанию» (пассивный словарь)
Цель: развивать пассивный словарь детей.
«Выполнение поручений и отыскивание предметов» (пассивный словарь)
Цель: развивать пассивный словарь ребенка
Ход:
-Покатай в машинке собаку.
-Покажи мышку
-Дай мне пирамидку и т. д.
«Назови соседей», «Продолжай» (внимание, речь)
Цель: закрепление последовательности.
«Узнай предмет» (пассивный словарь)
Цель: развивать пассивный словарь детей.
Ход: показываем ребенку предмет и просим показать его на картинке
«Что звучит?» (слуховое восприятие)
Цель: развитие слухового восприятия.
«Прогони жука» (пассивный словарь)
Ход: На планшете изображена фигура человека. На определенную часть «садится» жук. Чтобы прогнать жука, надо назвать заданную часть тела.
«Посмотри и узнай» (восприятие)
Цель: развитие восприятия.
Ход: ребенку предлагаются таблицы с пунктирным изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать, что изображено, а затем обвести по контуру и раскрасить полученные изображения.
Усложнение: узнавание объектов в точечном изображении, положенных один на другой.
Д\И «Поварята» (счет)
Цель: развитие счета.
Ход: ребенок помогает кукле-повару отсчитать крупу столовой ложкой. Ребенок отсчитывает крупу и кладет на стол камешки, чтобы не сбиваться при пересчитывании ложек. Называет число мерок.
«Угадай, кто сказал» (восприятие)
Цель: развитие слухового восприятия.
«Угадай, на чем играю» (восприятие)
Цель: учить соотносить звучание с инструментом. «Объясни, почему» (мышление)
Цель: упражнять детей в умении аргументировать доказательства.
Ход: вос-ль предлагает дошкольникам объяснить выявленное свойство и противоположное свойство меняющегося объекта.
Например, педагог говорит:
-Сегодня светит солнце, это хорошо. Почему
-Долго гулять под ярким солнцем - это плохо. Почему?
«Кто больше назовет действий» (внимание, речь)
Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.
Ход: ведущий называет профессию (врач, шофер, повар и т. д., а дети называют действия человека этой профессии ( например: врачи осматривает больных, выслушивает, дает лекарства, делает уколы, операции). Кто больше назовет действий – выигрывает. «Когда это бывает?» (восприятие времени)
Цель: развивать представления ребенка о времени.
«Расставь матрешек по росту»
(восприятие величины)
Цель: развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.
Д/И «Бывает - не бывает» (воображение)
Цель: развитие воображения.
Ход: -Волк бродит по лесу
-Волк сидит на дереве
-Лодка по лесу плывет и т. д. «Вспомни и покажи» (память, воображение)
Цель: развивать двигательную память, формирование воображения детей.
Ход: детям предлагается воспроизвести движения знакомых объектов.
Например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползающую гусеницу и т. д.
«Рисуем музыку» (воображение, мышление)
Цель: развитие творческого воображения, образного мышления.
Ход: предлагается прослушать муз. Произведение, обратив внимание на характер музыки, выразить муз. Образов. Дети самостоятельно изображают в рисунках то, о чем, с их точки зрения, рассказывает музыка.
«Кто больше придумает и нарисует»
(восприятие, воображение)
Цель: развитие восприятия, развитие воображения, актуализация
«Волшебные кляксы» (воображение)
Цель: развитие воображения.
Ход: изготовляем несколько клякс. Ребенок говорит, на что похожа клякса. Можно предложить дорисовать её.
«Вбрасывание» (мелкая моторика)
Цель: развитие моторики.
Ход: ребенок вбрасывает горох, фасоль, камешки в бутылку.
«Выкладывание узоров из палочек» (мелкая моторика)
Цель: развитие моторики.
«Говори наоборот» (мышление)
Взрослый говорит слово, а ребенок должен подобрать антоним (синоним).
«Найди ошибку» (схема тела)
Перед ребенком выкладываются образцы с
фигурой человека, где умышленно допущены
ошибки. Ребенок должен их найти. Д\И «Аукцион» (память, цвет)
Цель: совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству; закрепить знания о цветах и оттенках.
Правила игры: правильно описать качество ткани, определить, какое изделие из нее можно пошить.
Материал: кусочки ткани различного качества и цвета.
Организация и методика проведения: воспитатель объявляет аукцион по продаже ткани. Объясняет, что каждый из участников аукциона может купить для своей куклы отрез для любого наряда, если он даст правильное описание качества и цвета ткани и определит, какое изделие из нее можно пошить.
«Нанизывание бусинок на леску»
(мелкая моторика)
Цель: развитие моторики.
«Ощупывание поверхностей» (мелкая моторика)
Цель: развитие мелкой моторики.
«Чего на свете не бывает?» (воображение)
Цель: развитие воображения
Ход: предлагаем ребенку нарисовать то, чего
на свете не бывает.
«Сделай так же» (внимание)
Цель: развитие внимания (концентрация, устойчивость, объем).
Ход: ребенку предлагаются образцы фигур, их соединение, которые необходимо воспроизвести. После того, как ребенок внимательно посмотрел, его просят воспроизвести соединения (при этом образец закрыт).
«Упражнение на сгибание-разгибание»
(мелкая моторика)
Цель: развитие моторики.
Ход: постукивание палочкой по столу, забивание гвоздей.
«Чудесный мешочек» (восприятие)
Цель: развитие восприятия формы, величины; развитие тактильного восприятия.
Д/И «Делай как я»
(игровые действия, принятие задачи)
1) Продемонстрировать действия с
игрушкой и побудить ребенка следовать
примеру.
2)Показать действие с игрушкой, а затем
дать эту же игрушку ребенку для
воспроизведения образца. «Кто быстрее соберет» (память)
Цель: развитие зрительно-моторной памяти.
Ход: Взрослый раскладывает на столе 5
различных предметов, например, ключ,
расческу, ручку, ножницы, пузырек клея.
Кто-либо из участвующих завязывает глаза, и
Он должен с максимальной быстротой, но не
больше чем за минуту, собрать эти вещи в том
порядке, котором указывает взрослый.
«Что пропало» (счет, внимание)
Цель: развитие счета и внимания.
Ход: раскладываем цифры от 1 до 5 в ряд по порядку. Ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из цифр. Ребенок говорит, какая цифра пропала и объясняет почему;
Или выкладываем цифровой ряд с пропусками. Ребенок должен их закрыть.
1 2. 4. 6 7. . 10
«Диктант» (внимание, мелкая моторика, подготовка к письму)
На бумаге в клетку ребенок под диктовку
рисует узор. Узор необходимо продумать
заранее. Желательно симметричный.
«Дорисуй человека» (величина, схема тела, воображение)
Ребенку даются заготовки с фигурами человека. В них недостает какой-либо части тела. Ребенок дорисовывает фигуру человека. «Покажи наоборот» (внимание)
Цель: развитие произвольного внимания,
умения соблюдать правила.
Ход: взрослый показывает какое-либо
движение, дети должны выполнить обратное
движение.
Например, левая нога вперед-правая нога
назад; сесть-встать; рука вверх - рука вниз
и т. д.
«Застегивание и расстегивание пуговиц»
(мелкая моторика)
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: кнопки, пряжки, заклепки, шнуровки.
«Что изменилось?» (восприятие пространства)
Цель: учить определять положение предметов относительно себя.
«Сделай, как нарисовано»
(моторика, речь, внимание)
Ребенку предлагаются схематические
изображения фигур человека. Ребенок должен
принять такую же позу как на схеме. Д/И «Два бассейна» (восприятие пространства)
Цель: упражнять в ориентировке в
пространстве.
Правила игры: входить в «бассейн» можно
только по билетикам и по сигналу «плавать»,
не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: на полу построены из
cтроительного материала два «бассейна»-
узкий и широкий с входами с одной стороны.
Рядом с ними «касса». Дети по очереди
«покупают» билеты, одни - узкие,
другие –широкие; по сигналу вос-ля,
заходят в «бассейн» согласно форме
билета (с узким билетом в узкий). Они
имитируют движения пловцов. По сигналу
вос-ля выходят из «бассейна».
«Какой фигуры не стало»
(восприятие, память, внимание)
Цель: развитие дифференциального восприятия, памяти, внимания.
Ход: перед ребенком выложены в ряд три фигуры разной формы, но одинаковых по цвету и размеру. Ребенку предлагается запомнить их. Затем он закрывает он закрывает глаза, а взрослый убирает одну из фигур. Нужно угадать, какой фигуры не стало.
Усложнение: поменять фигуры местами, увеличить их количество, число различительных свойств. «Бабушка укладывает в свои чемоданы …» (память)
Цель: развитие памяти ребенка.
Ход: лучше всего, когда участие принимают
3-5 человек. Взрослый начинает рассказ:
«Бабушка укладывает в свой чемодан
расческу». Следующий участник должен
повторить уже сказанное, добавив
следующий предмет. Игра продолжается до тех
пор, пока ряд не становится таким длинным,
что его уже нельзя воспроизвести.
Д/И «Нарисуй вслепую» (подготовка к письму)
Цель: подготовка руки к письму.
Ход: рисовать графические элементы по
памяти (с закрытыми глазами).
Д/И «Найди по описанию» (мышление)
Цель: развитие логического мышления.
Ход: Взрослый прячет игрушку (любимый портрет, затем описывает ее внешний вид, свойства. Ребенок должен отгадать, о чем идет речь.
«На что похоже?» (воображение)
Цель: развитие воображения.
Ход: назвать как можно больше предметов,
похожих на изображение на карточке.
«Назови такого цвета»
«Назови такой формы»
«Обведение по контуру»
(моторика, подготовка к письму)
Сначала для обведения предлагаем простые
фигуры или линии, затем усложняем.
«Дорисовывание фигур» (воображение)
Цель: активизация воображения, развитие способности создать оригинальные образы.
Ход: используется комплект карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределенной формы.
Педагог говорит: «Сейчас мы будем дорисовывать волшебные картинки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка».
После того, как ребенок дорисовал фигуру, спрашиваем: «Что ты нарисовал?» Рисование сочетаний линий
(моторика, подготовка к письму)
-на дорожке - травка, заборчик и т. д.
-железную дорогу и т. д.
Рисование округлых форм
(моторика, подготовка к письму)
-солнышко
-яблоко
-апельсин
-тарелка и т. д.
Штриховка внутри контура
(моторика, подготовка к письму)
-движение руки должно быть как слева – направо, так и сверху вниз.
Проведение линий
(моторика, подготовка к письму)
-слева - направо
-сверху – вниз
Линии длинные – «дорожки» и короткие –
«дождик, трава, забор»
«Чудесные превращения» (воображение)
Ребенку дают две полоски различной высоты. Предлагают придумать, что это такое и нарисовать, например, это мама и мальчик.