Светлана Огородникова
Картотека пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Горох
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.
Ход:
Опустить кисти рук в «сухой бассейн», помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Тесто
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.
Ход:
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Публикация «Картотека пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Фасоль
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.
Ход:
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Лодочка
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Формировать произвольные движения пальцев.
Ход:
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
Повар
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать координированным движениям пальцев.
Ход:
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.
Ход:
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают
платочки
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
Колобок
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.
Ход:
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
Зарядка
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.
Ход:
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Напрягаем пальцы
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.
Ход:
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Ладошки здороваются
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.
Ход:
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмем.
Лягушки
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.
Ход:
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Пальцы играют
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Увеличивать объем и амплитуду движений.
Ход:
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем разгибать.
Медведь
Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.
Ход:
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, катая его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку - нажим на один палец.
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»—
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи — сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
до весны сопят в берлоге.
Щелчки
Цель: Развивать тонкие движения пальцев.
Ход:
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.
Поднял ушки бурундук,
Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдём, — сказал барсук,—
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук, —
Вот и слышен перестук!
Репка
Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, «вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги.
Ход:
На каждую строчку тянуть палец за ногтевую фалангу.
Тянут, тянут
бабка с дедкой
Из земли
большую репку:
«Вот пришла бы
наша внучка,
Помогла б
собака Жучка.
Где же кошка,
мышка-крошка?
Хоть держалась крепко (одноимённые пальцы подушечками друг к другу)
Вытянута репка!
Цепочки
Цель: Развивать координацию движений
Ход:
Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноимённые) сцепляются фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.
Впереди силён, красив —
Тянет всех локомотив.
Мы сцепились, как вагоны:
дайте нам скорей «зелёный»!
Мы вагончики трамвая,
Тоже вместе быть желаем.
Мы — машина и прицеп.
Очень крепок этот сцеп.
Ладонь – кулак
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись - открылись,
Словно из сказки
Они появились.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук; одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.
Один кулак — одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь — ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
Птичка
Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.
Ход:
На каждое слово пальцы одной руки соединяются с большим пальцем, начиная с указательного. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
смена рук
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
Ножки
Цель: Массаж (самомассаж) пальцев.
Ход:
Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) это 1 -я пара. Затем — большой палец левой руки с указательным правой это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее — размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д.
Наши пальчики, как ноги,
Побежали по дороге.
Очень быстро мы бежали,
Но споткнулись и упали.
Пианист
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Пальцы опускаются на стол по порядку — от мизинца к большому — на каждый слог стиха. После каждой строчки — смена рук.
Пианист Бемоль
В музыке король.
Говорит Бемоль
Ноты, как Пароль:
«до, ре, ми, фа, соль,
Принесите соль.
до, ре, ми, фа, соль,
Посолить фасоль.»
Рыбка
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.
Ход:
К картонным заготовкам рыбок с нарисованной головой и глазом пристегнуть прищепки в виде плавников и хвоста:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком
Ёлка
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.
Ход:
К картонной заготовке коричневого цвета (ствол) пристегнуть зеленые прищепки в виде еловых лап:
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Пальчики кивают
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — кивание одного пальца 2—4 раза.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили,
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер пять,
Безымянный может ниже,
Средний – силой не обижен,
Этот знает все на свете,
А вот этот любят дети.
Колечки
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Большой и указательный пальцы правой руке замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем ее пальцы правой.
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали, Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнезда где свои свивали.
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы, в конце концов,
В гнёздах вывели птенцов?
Мяч
Цель: Массаж (самомассаж) пальцев
и ладоней.
Ход:
Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцам мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Гусенок
Цель: Массаж (самомассаж) пальцев с использованием прищепок.
Ход:
Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) ее каждое слово.
Вот проснулся, встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок.
— Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
Полянка
Цель: Массаж (самомассаж) пальцев
и ладоней с использованием коврика «травка».
Ход:
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгалась, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
Шла медведица спросонок,
А за нею — медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать
И в тетрадочках писать:
Всё! Тетрадочки убрали
И обедать побежали.
Друзья
Цель: укрепить мышцы кистей рук.
Ход:
Сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слег, после каждой строчки — смена рук.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт!
Мишутка
Цель: Укрепить мышцы кистей рук.
Ход:
Нажимаем пальцем на стопор или любую кнопку. Нажим — на каждый ударный слог, после двустишия — смена рук.
Шёл мишутка — топ да топ —
Вдоль звериных тайных троп,
Но устал и сел на пень
И ему подняться лень.
Горошки
Цель: Укрепить мышцы кистей рук.
Ход:
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод) и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки —
Руки держат все горошки.
Прогулка
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»
от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы — словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик — будто ножка,
Только шаркает немножко.
Циркач
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Кладём каучуковые или теннисные мячики в одну руку и без помощи второй руки обводим один мяч вокруг другого. После двустишие — смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
Альпинист
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Берем веревку диаметром 4—б мм и завязываем на ней 4—6 узлов. Подвешиваем ее вертикально Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при подъеме по канату) и так двигается дальше.
Лезет, лезет альпинист —
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Обжора
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Берем небольшой носовой платок за уголок и вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками.
У меня живёт проглот —
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Братишки
Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.
Ход:
Катание пульки между большим и другими пальцами (по очереди)
Круглую рожицу, а не косую
Каждому пальчику я нарисую.
Пальчики, как озорные мальчишки,
Целых четыре весёлых братишки.
Пятый братишка — на голову ниже,
Только умишком и он не обижен.
Даже такое порою бывает:
Маленький всем четверым помогает!
Зверята
Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.
Ход:
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.
На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца.
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Голубей и глухарей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза е ежа,
Черепаху и ужа.
Цапля
Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Ход:
Нашиваем на материал 16 пуговиц по 8 в два ряда. Идем по ним указательными и средними пальцами обеих рук.
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу -
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!
Волк
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.
Ход:
Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:
Серый волк — зубами щёлк.
Не боимся тебя, волк.
Помоги маме
Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.
Ход: В помещении необходимо заранее прицепить разноцветные прищепки в различных местах, ребёнку надо будет собрать прищепки в ведёрки, сортируя их по цвету: красные прищепки — в красное ведёрко…
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Ежики
Цель: самомассаж пальцев и ладоней
Ход:
На каждый ударный слог осуществляют поглаживающие движения ладонями и пальцами по поверхности «иголочек» массажного коврика (направление движения — к себе)
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Платки
Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.
Ход:
На картонную заготовку квадратной формы пристегнуть прищепки в виде кистей:
Вот так радость, вот так диво
Как прекрасно, как красиво!
Платочки украшены руками,
Подарю теперь их маме.
Лиса
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.
Ход:
Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Разноцветный забор.
Цель: развитие пространственной ориентации, развитие зрительного внимания.
Ход :
Показать ребёнку картинку, на которой изображён дом, а перед домом — забор. Спросить у малыша, указывая на забор, что это такое, для чего нужен забор, какой может быть забор по высоте. На прямоугольную картонную заготовку пристегнуть прищепки. Вокруг дома частокол:
Вырос новенький забор.
Не перелезть через него,
Он выше папы моего.
Гусь
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.
Ход:
Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:
«Га — га — га» гогочет гусь
Я семьёй своей горжусь.
Ёжики
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение
Ход:
Из твёрдого картона вырезать силуэты ёжиков. Обратить внимание ребёнка, что к нему в гости пришли разноцветные ёжики. Но пока они шли, то растеряли все свои иголочки. Попросите ребёнка помочь ёжикам и сделать им иголочки из прищепок.
Собаки
Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение
Ход:
Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:
Две собаки лают, друг друга не кусают.
Только голос подают — видно зубы берегут.
При этом локти на столе, прищепки параллельно столу и направлены друг против друга.
Зубастики
Цель: дальнейшее развитие умения сличать предметы по цвету, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление названий основных цветов, активизация словаря
Ход:
Положите перед ребёнком силуэты овощей и фруктов из картона. Попросите его назвать каждого из них. «Наши прищепки сейчас превратятся в зубастиков, которые любят всё грызть и есть. Но каждый зубастик выбирает для себя только предметы своего цвета».
Красный зубастик ест помидор,
Ребёнок должен выбрать из картонных силуэтов помидор,
из прищепок красного цвета и прицепить её к помидору.
Жёлтый за грушей полез за забор,
Ребёнок выбирает силуэт груши и желтую прищепку и прицепляет её к картону.
Синий ест сливу вот молодец!
Зелёный зубастик ест огурец.
Огород
Цель: самомассаж пальцев и ладоней
Ход:
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг — огород!
Китайские шары
Цель: развитие тонких движений пальцев рук
Ход:
Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
Силачи
Цель: развитие мускулатуры пальцев рук
Ход:
Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
Котенок
Цель: самомассаж пальцев и ладоней
Ход:
Бельевой прищепкой на ударные слоги
стиха поочерёдно «кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и
обратно
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Оладушки
Цель: развивать координацию движений рук
Ход:
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая - ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.
Мы играли в ладушки —
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернём
И опять играть начнём.
Лягушка (кулак - ребро — ладонь).
Цель: развивать межполушарное взаимодействие
Ход:
Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь!