Леонова Лариса
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная и опытническая деятельность детей старшей
Цели и задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
2. Побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий.
3. Развитие двух типов активности: собственной и активности, стимулируемой взрослым.
4. Дать практические указания по организации поисково – познавательной деятельности, включающей рисунки, схемы, модели, алгоритмы.
Публикация «Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Стимулировать активность детей в процессе познания окружающего мира.
6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Живая природа.
Строение, значение, функции, видоизменения частей
растений.
Куда тянутся корни?
Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
Оборудование: два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.
воспитатель предлагает полить два растения по – разному: циперус – в поддон, герань – под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне герани не появились корешки. (Корни не появились, так как они тянутся за водой. У герани влага в горшке, а не в поддоне)
Много – мало.
Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Оборудование: три растения: одно – с крупными листьями, второе – с обычными листьями, третье – кактус; целлофановые пакеты, нитки.
Воспитатель предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа – много, мало воды). Дети надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменением в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и значит их надо чаще поливать, достраивают модель изображением нужного символа.
Запасливые стебли.
Цель: доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.
Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость.
Воспитатель предлагает детям проверить, какие стебли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним при помощи воспитателя выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую – губки (это как бы стебли с маленькими и большими отверствиями); через 5 – 10 минут проверяют наличие воды в емкостях. Дети делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Предложить детям самостоятельно выполнить опыт по алгоритму.
Бережливые растения.
Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.
Оборудование: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия; лупа, целлофановые пакетики.
Воспитатель предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт : на лист надевают целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.
Эволюция.
Как появились моря и океаны?
Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.
Оборудование: емкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой, снег и лед.
Дети рассказывают, что планета Земля когда – то была раскаленным телом, вокруг нее – холодный космос. Обсуждают, что с ней происходило при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от него поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость – конденсируется). Дети наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей0.
Чем нюхает червяк?
Цель: понять, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
Оборудование: земляные червяки, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.
Воспитатель и дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка. Отростки, с пом. которых он передвигается); определяют. Есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах все телом.
Почему исчезли пвнцирные рыбы?
Цель: выявить причину появления новых видов рыб.
Оборудование: макет панцирной рыбы, акулы из гибкого материала, большая емкость с водой, аквариум, рыбки, символ.
Дети рассматривают рыбок в аквариуме (движения туловища. Хвоста, плавников, а затем макет панцирной рыбы. Воспитатель предлагает детям подумать, почему исчезли панцирные рыбы ( панцирь не давал рыбам свободно дышать: как рука в гипсе). Воспитатель предлагает детям придумать символ панцирной рыбы и изобразить его.
Почему динозавры были такими большими?
Цель: уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.
Оборудование: маленькая и большая емкость с горячей водой.
Дети рассматривают живую лягушку, выясняют ее образ жизни (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоема жить не может – кожа должна быть влажной); трогают, выясняя температуру тела. Воспитатель рассказывает, что ученые предполагают, что динозавры были такими же холодными, как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной. Выясняем у детей, что делают лягушки зимой (впадают в спячку, как спасаются от холода (зарываются в ил). Воспитатель предлагает детям узнать, почему динозавры были большими. Для этого надо представить, что емкости – это динозавры, которые нагрелись от высокой температуры. Вместе с детьми наливаем в емкости горячую воду, трогает их, выливает воду. Через некоторое время дети проверяют на ощупь температуру емкостей и делают вывод, что большая банка горячее – ей надо больше времени для остывания. Воспитатель выясняет у детей, каким по размеру динозаврам легче было бороться с холодом (большие динозавры долго сохраняют свою температуру, поэтому они не замерзали в холодные периоды, когда их не нагревало солнце).