МААМ-картинки

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Леонова Лариса
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментальная и опытническая деятельность детей старшей

Цели и задачи:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

2. Побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий.

3. Развитие двух типов активности: собственной и активности, стимулируемой взрослым.

4. Дать практические указания по организации поисково – познавательной деятельности, включающей рисунки, схемы, модели, алгоритмы.

Публикация «Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Стимулировать активность детей в процессе познания окружающего мира.

6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Живая природа.

Строение, значение, функции, видоизменения частей

растений.

Куда тянутся корни?

Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Оборудование: два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

воспитатель предлагает полить два растения по – разному: циперус – в поддон, герань – под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне герани не появились корешки. (Корни не появились, так как они тянутся за водой. У герани влага в горшке, а не в поддоне)

Много – мало.

Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Оборудование: три растения: одно – с крупными листьями, второе – с обычными листьями, третье – кактус; целлофановые пакеты, нитки.

Воспитатель предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа – много, мало воды). Дети надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменением в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и значит их надо чаще поливать, достраивают модель изображением нужного символа.

Запасливые стебли.

Цель: доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость.

Воспитатель предлагает детям проверить, какие стебли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним при помощи воспитателя выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую – губки (это как бы стебли с маленькими и большими отверствиями); через 5 – 10 минут проверяют наличие воды в емкостях. Дети делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Предложить детям самостоятельно выполнить опыт по алгоритму.

Бережливые растения.

Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

Оборудование: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия; лупа, целлофановые пакетики.

Воспитатель предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт : на лист надевают целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.

Эволюция.

Как появились моря и океаны?

Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.

Оборудование: емкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой, снег и лед.

Дети рассказывают, что планета Земля когда – то была раскаленным телом, вокруг нее – холодный космос. Обсуждают, что с ней происходило при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от него поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость – конденсируется). Дети наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей0.

Чем нюхает червяк?

Цель: понять, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

Оборудование: земляные червяки, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

Воспитатель и дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка. Отростки, с пом. которых он передвигается); определяют. Есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах все телом.

Почему исчезли пвнцирные рыбы?

Цель: выявить причину появления новых видов рыб.

Оборудование: макет панцирной рыбы, акулы из гибкого материала, большая емкость с водой, аквариум, рыбки, символ.

Дети рассматривают рыбок в аквариуме (движения туловища. Хвоста, плавников, а затем макет панцирной рыбы. Воспитатель предлагает детям подумать, почему исчезли панцирные рыбы ( панцирь не давал рыбам свободно дышать: как рука в гипсе). Воспитатель предлагает детям придумать символ панцирной рыбы и изобразить его.

Почему динозавры были такими большими?

Цель: уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.

Оборудование: маленькая и большая емкость с горячей водой.

Дети рассматривают живую лягушку, выясняют ее образ жизни (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоема жить не может – кожа должна быть влажной); трогают, выясняя температуру тела. Воспитатель рассказывает, что ученые предполагают, что динозавры были такими же холодными, как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной. Выясняем у детей, что делают лягушки зимой (впадают в спячку, как спасаются от холода (зарываются в ил). Воспитатель предлагает детям узнать, почему динозавры были большими. Для этого надо представить, что емкости – это динозавры, которые нагрелись от высокой температуры. Вместе с детьми наливаем в емкости горячую воду, трогает их, выливает воду. Через некоторое время дети проверяют на ощупь температуру емкостей и делают вывод, что большая банка горячее – ей надо больше времени для остывания. Воспитатель выясняет у детей, каким по размеру динозаврам легче было бороться с холодом (большие динозавры долго сохраняют свою температуру, поэтому они не замерзали в холодные периоды, когда их не нагревало солнце).

Публикации по теме:

Конспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группыКонспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группы День науки в России. Конспект день опытов и экспериментов для детей 2мл. гр. Дети очень любят экспериментировать исследовать вызывает у.

Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя чудес, опытов и экспериментов в ДОУ» Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка.

Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Картотека опытов и экспериментов в зимнее время Картотека опытов и экспериментов: Младшая группа. 1. «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега, учить выявлять их.

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возрастаКартотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Картотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возрастаКартотека экспериментов с глиной для детей дошкольного возраста Глина - это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек. Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое.

Картотека экспериментов со снегом и льдом для старшего дошкольного возраста 1. Таяние снега Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т. д. Принесённый в группу снежный ком помещаем.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 17:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Леонова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД