Вострикова Надежда Васильевна
Картотека опытов. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ (1 - 40)
СОДЕРЖАНИЕ:
№ ОПЫТА НАЗВАНИЕ ОПЫТА
1. «Летающие семена».
2. «Какое значение имеет размер семян».
3. «Потребность растений в воде».
4. «Как вода поступает к листьям».
5. «Солнце высушивает предметы».
6. «Передача солнечного зайчика».
7. «Радуга».(1 вариант)
8. «Радуга».(2 вариант)
9. «Радуга».(3 вариант)
10. «Радуга».(4 вариант)
11. «Как появляется роса».
12. «Воздух невидим».
13. «В почве есть воздух, в воде есть воздух».
14. «Рассматривание паука через лупу».
15. «Движение воздуха».
16. «Буря».
Публикация «Картотека опытов, 1 часть» размещена в разделах
17. «Определение чистоты воздуха с помощью «индикатора».
18. «Рассматривание песка через лупу».
19. «Песчаный конус».
20. «Свойства мокрого песка».
21. «Песок – природный фильтрат».
22. «Состояние почвы в зависимости от температуры».
23. «Уличные тени».
24. «Измерение размеров изображения с помощью различных линз».
25. «Веселые кораблики» (плавучесть предметов).
26. «Что быстрее?» (1 вариант)
27. «Что быстрее?» (2 вариант)
28. «Зависимость состояния воды от температуры воздуха». (1 вариант)
29. «Зависимость состояния воды от температуры воздуха». (2 вариант)
30. «Естественная лупа».
31. «Делаем облако».
32. «Всасывание воды».
33. «Танцующая фольга».
34. «Водоворот».
35. «Вода не имеет формы».
36. «Вода жидкая, может течь».
37. «У воды нет вкуса».
38. «У воды нет запаха».
39. «Сильная газета».
40. «Рекордный вес».
ОПЫТ № 1.
«Летающие семена».
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
ОПЫТ №2.
«Какое значение имеет размер семян».
Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Ход: Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые большие и толстые и самые маленькие и тонкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, усохшие семена). Кладут их в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами. Спустя неделю, дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких – маленькие и слабенькие. Крупные прорастают в первые один-два дня, а прорастание мелких растянется на несколько дней.
ОПЫТ № 3.
«Потребность растений в воде».
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
ОПЫТ № 4.
«Как вода поступает к листьям».
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
ОПЫТ № 5.
«Солнце высушивает предметы».
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы.
ОПЫТ № 6.
«Передача солнечного зайчика».
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз).
ОПЫТ № 7.
«Радуга».
(1 вариант).
Цель: познакомить с радугой как природным явлением.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга»? что такое дуга? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
ОПЫТ № 8.
«Радуга».
(2 вариант).
Материал: лист бумаги, хрустальный бокал. Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.
ОПЫТ № 9.
«Радуга».
(3 вариант).
Материал: трехгранная прозрачная призма.
Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными. С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.
ОПЫТ № 10.
«Радуга».
(4 вариант).
Материал: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки.
Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.
ОПЫТ № 11.
«Как появляется роса».
Холодную металлическую крышку подносят к носику чайника. Когда из него пойдет пар, на крышке образуются капельки воды.
Горлышко стеклянной банки подносят к носику кипящего чайника. После этого банка ставится на стол вверх дном. Через некоторое время воздух в ней охладится и «выпадет» обильная роса.
ОПЫТ № 12.
«Воздух невидим».
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
ОПЫТ № 13.
«В почве есть воздух, в воде есть воздух».
Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.
Ход: Взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку. Один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.
Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в виде пузырьков.
ОПЫТ № 14.
«Рассматривание паука через лупу».
Ход: рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; отпускает и, подбирая свои ножки, пускает в путь.
ОПЫТ № 15.
«Движение воздуха».
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.
Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
ОПЫТ № 16.
«Буря».
Цель: доказать, что - ветер это движение воздуха.
Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
ОПЫТ № 17.
«Определение чистоты воздуха с помощью «индикатора».
Нанести слой вазелина на два листа картона и вывесить вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней посмотреть, что получилось. На листе картона, находившегося у дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке.
- Где воздух более загрязнён?
- Что нужно делать, чтобы воздух в городе стал чище?
- Где полезнее гулять?
Растения, устойчивые к неблагоприятным условиям существования – рябина, береза, сирень, тополь, клен, боярышник, липа, лиственница.
ОПЫТ № 18.
«Рассматривание песка через лупу».
Цель: определение формы песчинок.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
ОПЫТ № 19.
«Песчаный конус».
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал.
ОПЫТ № 20.
«Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить со свойствами песка.
Материал: песок, формочки.
Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
ОПЫТ № 21.
«Песок – природный фильтрат».
Материал: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки.
Ход: В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленнее, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.
Вывод: песок – природный фильтр, он очищает воду.
ОПЫТ № 22.
«Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
ОПЫТ № 23.
«Уличные тени».
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.
ОПЫТ № 24.
«Измерение размеров изображения с помощью различных линз».
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки и т. д.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
ОПЫТ № 25.
«Веселые кораблики»
(плавучесть предметов).
Цель: учить отмечать различные свойства предметов.
Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т. д.). Наблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
ОПЫТ № 26.
«Что быстрее?»
(1 вариант).
Цель: формировать представление об атмосферном давлении.
Материал: 2 листа писчей бумаги.
Ход: Воспитатель предлагает подумать, что будет, если одновременно выпустить из рук два листа бумаги: один – горизонтально, другой – вертикально (показать, как держать их в руках). Какой лист быстрее упадет? Почему 1-ый лист падает медленнее, чем второй? Что его задерживает? (Воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее, т. к. падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше.
Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.
ОПЫТ № 27.
«Что быстрее?»
(2 вариант).
Цель: формировать представление об атмосферном давлении.
Материал: 2 листа писчей бумаги.
Ход: Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя.
Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.
ОПЫТ № 28.
«Зависимость состояния воды от температуры воздуха».
(1 вариант).
В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая. Измерить температуру воздуха на улице и в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (Лед – твердое, вода – жидкое, пар – газообразное).
ОПЫТ № 29.
«Зависимость состояния воды от температуры воздуха».
(2 вариант).
Цель: закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.
Ход: С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.
Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
ОПЫТ № 30.
«Естественная лупа».
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
ОПЫТ № 31.
«Делаем облако».
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
ОПЫТ № 32.
«Всасывание воды».
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
ОПЫТ № 33.
«Танцующая фольга».
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
ОПЫТ № 34.
«Водоворот».
Возьмите две пластиковые бутылки (на 0,5 литра, но можно и большие, только тяжелые получатся). Наполните одну бутылку водой, сверху горлышком к горлышку приставьте вторую. Место соединения замотайте скотчем. Получится конструкция, похожая на песочные часы. Резко переверните ее вверх ногами (лучше держать в области горлышек) и крутите (как будто вы пытаетесь размешать что-то в стакане без ложки). Крутить долго не надо, достаточно нескольких круговых движений. И вы увидите настоящий водоворот!
ОПЫТ № 35.
«Вода не имеет формы».
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды). Что можно сказать о форме воды?
ОПЫТ № 36.
«Вода жидкая, может течь».
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.
Вывод: вода жидкая, льется.
ОПЫТ № 37.
«У воды нет вкуса».
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
ОПЫТ № 38.
«У воды нет запаха».
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
ОПЫТ № 39.
«Сильная газета».
Материал: длинная линейка и газета.
Ход: Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление
воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?
ОПЫТ № 40.
«Рекордный вес».
Материал: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
Ход: Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик". Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!