Ирина Жураковская
Картотека настольных игр для детей среднего дошкольного возраста
«Мой дом»
Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.
Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.
Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию.
Пример:
«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире) окна и т. д.
«Сложи картинку»
Публикация «Картотека настольных игр для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Настольные игры своими руками
- Темочки
Материал: 8 разрезных цветных картинок с видами города Армавира.
Правила: найти по цвету, сложить и назвать один из видов города.
«Кубики»
Материал: 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города.
Правила: сложить один из видов города.
«Волшебный город»
Цель: закрепить сформировавшиеся знания и представления об архитектуре города.
Задачи: узнавать разные виды архитектуры города (мосты, памятники, колонны, решетки, дворцы, соборы, музеи) при помощи загадок. Подводить к пониманию особенностей архитектуры (прочности, красоты, пользы.)
«Лото»
Правила игры: На два поля дети выкладывают карточки, после берут рабочую карту и соотносят достопримечательность с цветом.
«Составь картинку»
Цель: 1. совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.
2. Учить детей составлять изображение здания из частей.
I Составить картинку из частей (без образца) дать название архитектуры
II Составить картинку по образцу
III Составить картинку по образцу накладывая на изображение.
«Морской бой»
Материал: два игровых поля и разрезные картинки с нумерацией.
Правила: Играет от 2 и более детей; заполняются поля карточками рубашкой вверх, после заполнения игроки меняются полями и начинается бой, кто первый отгадает загаданное изображение тот и победитель.
«Кто как двигается»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)
Материал: большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Описание.
Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники, затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
«Кто живет в нашем крае»
Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.
Описание.
Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля, затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, которые встречаются в Краснодарском крае, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
«Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Материал: фрукты, овощи коробка.
Описание. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Парные картинки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
«Сложи картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
«Домино»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
«Собери посуду»
Цель разработки пособия: Формировать знания о посуде.
Задачи:
- Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
- Учить детей собирать предмет по образцу.
- Учить понимать понятие «часть»
- Уметь считать из скольких частей состоит предмет.
- Развивать моторику, память, координацию движений,
- Обогащать словарный запас, развивать внимание.
Правила игры:
В игру играют 2 -3 человека. Собираем картинки по образцу, подобие пазлам, обговариваем, для чего нужен этот предмет, что можно в нем приготовить, где хранить, как мыть и т. д. Победит тот, кто первый соберет картинку и опишет ее. Отвечают поочередно, никто не мешает друг другу, можно только дополнять. Игра проходит под руководством воспитателя, а остальные дети следят за ходом и ответами детей. После игры воспитатель подводит итог.
«Что нужно пограничнику?»
Дидактическая задача: Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.
Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.
Игровое действие: Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.
Дидактический материал: разрезные картинки с изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т. д.
Ход игры
На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т. д.)
- Что изображено на твоей картинке? (бинокль)
- Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей) и т. д.
«Город - это.»
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т. д.
Игровые правила: Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.
Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал: магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т. д.
Ход игры
Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.
- Город - это. (дороги)
А Матрешка задает детям вопросы:
- Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)
- Город - это. (дома)
- Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)
- Город это. (магазины)
- Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)
- Город - это. (больницы и поликлиники)
- Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат) и т. д.
Матрешка рассматривает дома:
- Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)
"Собери картинку и отгадай"
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!».
Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.
Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.
Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»
Ход игры
Дети собирают разрезные картинки и называют жителя Цветочного города: Незнайка.
"Разложи по порядку"
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.
Игровое действие: Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.
Дидактический материал: карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.
Ход игры
Дети слушают текст и выбирают соответствующую по цвету карточку и затем по просьбе воспитателя выкладывают на магнитной доске цветовое изображение времен года по порядку.
- Она приходит в декабре,
Когда деревья стоят в серебре?
(зима - синяя карточка)
- Зеленое платье она надела,
И все вокруг вдруг зазеленело?
(весна - зеленая карточка)
- В венке из солнечного света
Вслед за Весной приходит. ?
(лето - красная карточка)
- Платье желтое набросив,
Тихо к нам приходит. ?
(осень - желтая карточка)
Солнце по небу гуляет!