Екатерина Курдюкова
Картотека наблюдений для раннего возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст
ОСЕНЬ
(сентябрь, октябрь)
1. Наблюдение за небом : серое, хмурое, облаков нет.
П/и «Догони мячик».
Игры с песком, выносным материалом.
Трудовые поручения: собираем игрушки в конце прогулки. 10. Наблюдение за небом.
П/и «Солнышко и дождь».
Д/и «Куда спрятались листочки» : упражнять ориентироваться в пространстве.
Трудовые поручения: соберем листочки
2. Наблюдение за кошкой.
П/и «Кот и мыши» - развитие координации движений, ловкости.
Публикация «Картотека наблюдений для раннего возраста, Часть 1» размещена в разделах
Трудовые поручения: соберем веточки.
Игры с мячом, песком, выносным материалом 11. Наблюдение за небом, за облаками.
П/и «Через ручеек» - упражнять перепрыгивать через препятствие.
Трудовые поручения: собери камушки на участке.
Игры с выносным материалом.
3. Рассматривание цветов на клумбе.
П/и «Наседка и цыплята» - развивать внимание, ловкость, быстроту.
Трудовые поручения: смети песок с бортика песочницы. Д/и «Найди такой листок» 12. Наблюдение за птицами (внешний вид).
П/и «Кинь мячик» - способствовать приобретению навыка бросания мяча, развивать ловкость.
Д/и «Собери все красные совки». Трудовые поручения: строим домик из песка
4. Наблюдение за небом, за облаками.
П/и «Через ручеек» - упражнять перепрыгивать через препятствие.
Трудовые поручения: собери камушки на участке. Игры с выносным материалом. 13. Рассматривание цветов на клумбе.
П/и «Наседка и цыплята» - развивать внимание, ловкость, быстроту.
Трудовые поручения: смети песок с бортика песочницы. Д/и «Найди такой листок»
5. Наблюдение за птицами (внешний вид, повадки). П/и «Кинь мячик» - способствовать приобретению навыка бросания мяча, развивать ловкость
Д/и «Собери все красные совки».
Трудовые поручения: строим домик из песка 14. Наблюдение за ветром. Дует ветер, срывает с деревьев листочки, после дождя остались лужи. П/и «Догони» - упражнять бегать по всему участку. Рисование палочкой на земле.
Трудовые поручения: собери листочки
6. Наблюдение за птицами, покормить хлебными крошками.
Игры с выносным материалом.
П/и «Солнышко и дождь» - учит действовать по сигналу.
Трудовые поручения: помогите собрать палочки на участке. Д/и «Найди такой же листок». 15. Рассматривание машины, привозящей продукты в д/с, вспомнить части машины.
П/и «Автомобили», нарисовать палочкой на земле дорогу для машин, построить из песка гараж для машин.
Трудовые поручения: отвези игрушки в группу
7. Наблюдение за небом, за облаками.
Игры с песком: знакомство со свойствами песка,
Д/и «Сделай большой и маленький куличик».
П/и «Перешагни через палку» - формировать умение перешагивать через препятствие. 16. Рассматривание деревьев: листочки пожелтели, опадают, лежат на дороге, деревья скоро останутся совсем без листьев.
Трудовые поручения: сгребание опавших листьев.
П/и «Птичка». Д/и «Собери все (красные) формочки».
8. Наблюдение за небом.
П/и «Солнышко и дождь».
Д/и «Куда спрятались листочки» : учить ориентироваться в пространстве.
Трудовые поручения: соберем листочки 17. Наблюдение за небом (серое, моросит дождь, солнце нет, птички спрятались).
Д/и «Принеси такой же».
П/и «Воробышки и кот».
Трудовое поручение: собрать все веточки.
Игры с песком, рисование палочкой на земле
9. Рассматривание цветов в клумбе.
П/и «Солнышко и дождь».
Игры с мыльными пузырями: догонять пузырьки, бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Трудовые поручение: насыпь песок в песочницу. Д/и «Найди такой же». 18. Наблюдение ветром, игры с вертушками, султанчиками.
Трудовые поручения: подмети бортики песочницы.
П/и «Ветерок».
Игры с выносным материалом.
Д/и «Узнай друга по описанию».
ОСЕНЬ
(ноябрь)
1. Наблюдение за работой дворника.
Трудовые поручения: очистим ступеньки и скамеечки от снега.
П/и «Догоните меня». Перед заходом в д/с учить детей отряхивать снег с одежды. Д/и «Узнай друга по описанию» 10. Рассматривание снежинок. Снежинки крупные, летят, кружатся, на ладошке тают
Д/и «Узнай по описанию друга».
П/и «Раз, два, три к….беги».
Постройка из снега горки для куклы
2. Рассматривание льда на лужах, взять льдинку в руку, показать образовавшуюся воду.
П/и «Пройдем через ручеек»
Трудовые поручения: сгребаем мокрый снег с дорожек.
Д/и «Кто как кричит» 11. Рассматривание варежек и перчаток, сравнение. Рассмотреть, как одеты люди. Сгребание снега со скамейки.
П/и «Догони мяч».
Экскурсия - вокруг здания д/с, посмотреть, что изменилось
3. Наблюдение за луной (круглая, белого цвета).
Д/и «Поручение».
Трудовые поручения: уберем все ветки с участка
П/и «Догони мячик»
12. Наблюдение за машиной, убирающей мусор. Назвать части машины, цвет, размер.
П/и «Воробышки и автомобиль».
Трудовые поручения: сгребаем снег со скамейки. Д/и «Поручение»
4. Наблюдение за мусороуборочной машиной, вспомнить части машин.
П/и «Водители» : упражнять ездить, не наталкиваясь друг на друга
Трудовые поручения: построим горку для куклы
13. Наблюдение за работой дворника, назвать его помощники-инструменты (метла, лопата, тележка). Д/и «Узнай, кто как одет»
П/и «Через ручеек» - прыжки на двух ногах. Трудовые поручения: очистка дорожек от снега
5. Рассматривание птиц, прилетевших на участок, подкормка птиц.
П/и «Птички и кот».
Д/и на звукоподражание голосам птиц «Кто как говорит»
14. Опыт: определение свойств снега.
Рассматривание снежинок.
П/и «Снег кружится». Д/и «Поручение».
Постройка норки для медвежонка из снега
6. Рассматривание одежды детей. Обогащение словаря: комбинезон, пальто, куртка.
Трудовые поручения: сгребание снега лопаткой. Д/ и: сделай большой куличик для медведя, а маленький для зайчика.
П/и «Закружились снежинки» 15. Экскурсия к березке: что встретили по дороге.
П/и «По ровненькой дорожке».
Игры с выносным материалом.
Рисование на снегу цветной водой
7. Опыт: познакомить детей со свойствами льда, найти прозрачные льдинки.
П/и «По дорожке» : упражнять выполнять движения в соответствии с текстом.
Д/ и: «Собери все большие ведерки» 16. Наблюдение за вороной, вспомнить части тела, Речевые игры на звукоподражание.
П/и «Птицы и кот».
Д/и «Собери все сини лопаты»
8. Наблюдение за птицами (ворона, воробей) – прививать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. Назвать части тела птички.
П/и «Воробышки и автомобиль».
Д/и «Поручение»
17. Наблюдение за небом : хмурое, на улице пасмурно, солнца нет.
П/и «Догони мяч» : упражнять бегать не наталкиваясь друг на друга.
Д/и «Разложи мячи по размеру от самого большого до самого маленького».
Трудовые поручения: сгребание снега
9. Рассматривание машины, привозящей продукты в д/с. Вспомнить части машины.
П/и «Автомобили» - упражнять бегать, на наталкиваясь друг на друга.
Игры с выносным материалом.
Наблюдение за ветром : как качаются ветки деревьев.
Игры с вертушками, султанчиками.
П/и «Ровным кругом». Предложить убрать все веточки на участке.
Д/и «Узнай по описанию товарища».
18. Наблюдение за птицами, покормить птиц кусочками булки и хлеба.
П/и Кот и мыши», учить начинать движение по сигналу.
Игры с песком:
Предложить сделать куличики для большого зайчики и маленького, украсить куличики палочками, камушками
ЗИМА
(декабрь)
1. Наблюдение за птицами. Рассказать о жизни птиц зимой, о необходимости проявлять заботу о них. Предложить покормить птиц.
П/и «Раз, два, три к …беги».
Д/и «Узнай по описанию игрушку»
10. Рассматривание льда, сравнение качеств льда и нега.
П/и «Снежинки» : упражнять действовать по сигналу педагога Катание детей на санках. Постройка норки для игрушечной мышки
2. Наблюдения за птицами, закрепит представления о внешнем виде птиц.
П/и «Вороны» - упражнять двигаться только после сигнала.
Д/и «Узнай по описанию товарища». Предложить очистить дорожки от снега 11. Наблюдение за ветром.
Игры с султанчиками, вертушками.
Опыт «Тает, не тает». Принести снег в группу.
П/и «Птички и кот», учить соответствовать движения тексту
3. Наблюдение за небом (небо голубое, иногда плывут белые облака, светит солнце).
П/и «Самолеты» : упражнять двигаться по всему участку. Трудовые поручения: предложить сложить все камушки в ведро 12. Наблюдение за солнцем Солнечных дней мало, в основном пасмурно. Рассмотреть, как снег сверкает на солнце.
Опыт: рисование цветной водой на снегу.
П/и «Зайка беленький сидит»
4. Рассматривание березы. Погладить ствол, обратить внимание на ветки без листочков.
П/и «Мой веселый звонкий мяч». Игра с мячом: Предложить забить мяч в ворота, бросание и ловля мяча, катание мяча.
Д/и «Что катится».
Трудовое поручение: помочь собрать игрушки после прогулки
13. Рассмотреть льдинки. Лед он скользкий, прозрачный.
П/и «Снежинка».
Д/и «Поручение»
Трудовое поручение: предложить расчистить ледяной каток от снега.
5. Наблюдение : замечать и правильно называть явления неживой природы: идет снег, дует ветер. П/и «Ветерок».
Трудовые поручения: очистим скамейку от снега.
14. Рассмотреть снег на ветках кустов (ночью был снегопад, встряхивание снега, с веток (под тяжестью снега ветки могут сломаться).
П/и «Заморожу» : учить бегать по всей территории
6. Наблюдение за трудом дворника (расчистка дороги от снега, посыпка дорожек песком).
Украшение кустов цветными льдинками.
П/и «Снежинки».
Д/и «Выбери все красные, круглые… льдинки»
15. Наблюдение за небом. На небе ночью светит луна, звезды. Днем светит солнышко.
П/и «День, ночь» : учить изменять свои действия по сигналу.
Трудовое поручение: предложить собрать все игрушки
7. Наблюдение за облаками.
П/и «Раз, два, три к … беги».
Рассматривание снежинок на одежде.
Рисование цветной водой на снегу.
Трудовое поручение: предложить собрать все игрушки в конце прогулки
16. Рассматривание следов на снегу, сравнение следов взрослого и ребенка.
Рисование на снегу подкрашенной водой.
П/и «Догони» : упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга
8. Наблюдение за деревом (строение)
П/и «Берегись, заморожу» : развивать умение ориентироваться в пространстве. Предложить расчистить дорожку от снега 17. Рассматривание цветных льдинок, сравнение по форме, размеру.
Украшение льдинками своего участка.
П/и «Воробышки и автомобиль»
9. Рассматривание здания д/с и соседнего дома. Определение размера, цвета, формы.
П/и «Догоню».
Игры детей со скакалкой «Лошадка». Трудовые поручения: рассортировать игрушки для улицы.
18. Рассматривание снега
(снег пушистый, мягкий, рассыпчатый, белый).
П/и «Вороны» : упражнять действовать в соответствии с текстом.
Трудовые поручения: собрать веточки, палочки
ЗИМА
(январь)
1. Рассматривание одежды детей, определение цвета, название деталей одежды.
Трудовые поручения: сгребание снега лопаткой. Д/ у: сделай большой куличик для медведя, а маленький для зайчика.
П/и «Закружились снежинки»
8. Наблюдение за солнцем. Сравнить какая куртка стала теплее: черная или голубая.
П/и «Вороны» : развивать способность к подражанию. Предложить построить кормушку для птиц из снега.
Трудовые поручения: напомнить о необходимости собрать все игрушки в конце прогулки
2. Опыт: познакомить детей со свойствами льда, найти прозрачные льдинки.
П/и «По дорожке» : упражнять выполнять движения в соответствии с текстом.
Д/ и: Собери все большие ведерки
10. Наблюдение за работой дворника. Сравнить детскую лопатку и лопату дворника.
Трудовые поручения: предложить расчистить дорожки от снега.
П/и «Пузырь» : учить двигаться в кругу.
3. Наблюдение за птицами (ворона, воробей) – прививать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. Назвать части тела птички.
П/и «Воробышки и автомобиль».
Д/и «Поручение»
11. Наблюдение за небом (цвет неба, есть ли облака, светит ли солнце).
П/и «Лохматый пес».
Трудовые поручения: предложить покатать друг друга на санках, воспитывать умение договариваться об очередности
4. Рассматривание снежинок. Снежинки крупные, летят, кружатся, на ладошке тают
Д / и «Узнай по описанию друга».
П/и «Раз, два, три к….беги». Постройка из снега горки для куклы
12. Рассматривание снежинок. Предложить слепить снеговика, украсить его. Поводить хоровод вокруг снеговика. Угостить снеговика куличиками.
П/и «Раз, два, три к…беги». Трудовые поручения: предложить собрать все красные лопаты, затем синие
5. Рассматривание варежек и перчаток, сравнение. Рассмотреть, как одеты люди. Сгребание снега со скамейки.
П/и «Догони мяч». Прогулка вокруг здания д/с, посмотреть, что изменилось
13. Наблюдение за ветром с помощью султанчиков, вертушек. П/и «Ветер, ветерок». Предложить стряхнуть снег с веток.
Игры с выносным материалом.
Трудовые поручения: в конце прогулки собрать все игрушки
6. Наблюдение за птицами свиристелями. Обратить внимание, на какое дерево сели, на их внешний вид, послушать, как они свистят
П/и «Птички и кот». Трудовые поручения: предложить расчистить снег с дорожки и покормить птиц хлебом
14. Наблюдение за ветром : как качаются ветки деревьев. Речь с движением «Дует ветер». П/и «Ветер, ветерок», менять движение в соответствии с сигналом
Трудовые поручения: предложить собрать сломанные ветки
7. Рассматривание вороны
П/и «Птички в гнездышках» : учить действовать по сигналу педагога. Предложить слепить птичку из снега, сделать для нее домик
15. Рассматривание машины, которая привезла продукты в д/с. Уточнить понятие «грузовая машина». П/и «цветные автомобили». Предложить построить мост, дорогу для машин
Наблюдение за мусороуборочной машины. Вспомнить части машины, уточнить, что это тоже грузовая машина.
П/и «Воробышки и автомобиль». Предложить построить гараж для машины
ЗИМА
(февраль)
1. Рассматривание одежды людей, вспомнить название одежды, название деталей одежды.
П/и «Воробышки» : развитие быстроты, ловкости. Рисование на снегу подкрашенной водой
11. Рассматривание машины, привозящей продукты в д/с, вспомнить части машин, кто водит машину.
П/и «Автомобили» : учить двигаться в заданном направлении. Трудовые поручения: предложить собрать все лопатки синего цвета, красного цвета
2. Наблюдение за сугробами. Есть сугробы большие и маленькие. По ним трудно ходить, проваливаешься. Трудовые поручения: предложить очистить от снега дорожку.
П/и «Снежинки»
12. Рассматривание следов на снегу. Сравнение детского следа, и взрослого человека.
Рисование цветной водой на снегу. Предложить слепить снеговика и снегурочку
3. Наблюдение за воронами. Прочитать стихотворение «Ворона снега съела.». Выяснить, почему она заболела, почему нельзя есть снег. П/и «Раз, два, три к …беги».
Д/и «Узнай по описанию»
13. Наблюдение за солнышком. Оно направляет свои лучи на снег и он начинает таять. Потрогать свою одежду. Сравнить одежду темного и светлого цвета. П/и «День, ночь»
4. Рассматривание мокрого снега, выяснить, что из него хорошо лепить. Предложить слепить снеговика. П/и «Ровным кругом». Рисование геометрических фигур на снегу. Д/и «Какая фигура»
12. Наблюдение за облаками. Они белые и пушистые, плывут по небу. Д/и «На что похоже облако». Предложить освободить травку от снега. П/и «Догоните меня», учить бегать по всей территории
5. Наблюдение за состоянием погоды: на улице оттепель, ясно, тает снег. По воде ходить нельзя, а то намокнут ноги. П/и «Пройди по дорожке» : развитие равновесия. Трудовые поручения: расчистка дороже от мокрого снега
13. Рассматривание снега. Сравнение снега на солнце и в тени. Предложить сделать русло для ручейка. П/и «Через ручеек». В конце прогулки собрать все игрушки
6. Наблюдение за падающим снегом. Снег летит и садится на ветке деревьев, на скамейки. Это снегопад. Трудовые поручения: предложить расчистить дорожку от снега. П/и «Раз, два, три, к …беги» : учить бегать по сигналу.
14. Рассматривание веток кустарников. Найти почки, объяснить, что из них появятся листочки. П/и «Кто быстрее» : развивать внимание. Предложить покормить птичек хлебом. Упражнение: кто дальше бросит снежок.
7. Рассматривание снежинок: красивая, легкая, пушистая, тает на ладошке
Предложить покормить птиц на участке. П/и «Наседка и цыплята». Д/и «Узнай по описанию товарища»
15. Рассматривание машин, проезжающих по дороге. Определить размер, цвет машин. П/и «Воробышки и автомобиль» : упражнять действовать по сигналу. Упражнение: кто дальше прокатит мяч
8. Наблюдение за работой дворника. Сравнить лопату дворника и детскую лопатку, метелку дворника и детскую метелку. П/и «Поезд» : упражнять двигаться по всему участку
16. Наблюдение за небом (цвет неба, есть ли облака, светит ли солнце). П/и «Лохматый пес». Предложить покатать друг друга на санках, воспитывать умение договариваться об очередности
9. Рассматривание веток кустарников. Найти почки, объяснить, что из них появятся листочки. П/и «Кто быстрее» : развивать внимание. Предложить покормить птичек хлебом
Упражнение: кто дальше бросит снежок
17. Наблюдение за ветром : как качаются ветки деревьев. Речь с движением «Дует ветер». П/и «Ветер, ветерок», менять движение в соответствии с сигналом. Трудовые поручения: предложить собрать сломанные ветки
10. Наблюдение за мусороуборочной машины. Вспомнить части машины, уточнить, что это тоже грузовая машина. П/и «Воробышки и автомобиль». Предложить построить гараж для машины
18. Рассматривание машин, проезжающих по дороге. Определить размер, цвет машин. П/и «Воробышки и автомобиль» : упражнять действовать по сигналу. Упражнение: кто дальше прокатит мяч.