Екатерина Курдюкова
Картотека наблюдений для раннего возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст
ВЕСНА
(март)
1. Рассматривание снега. Положить снег на крышку люка на солнечной стороне, понаблюдать, как он тает и превращается в воду. П/и «Самолеты» : учить бегать врассыпную.
11. Наблюдение за сосульками. Обратить внимание что под крышей (высоко) и на перилах (низко) висят сосульки. Сравнить сосульки по длине. П/и «Догони мяч». Трудовые поручения: сбор игрушек в конце прогулки
2. Найти тонкую льдинку, посмотреть через нее на солнышко. Сравнение льдинок по размеру. П/и «Солнышко и дождь», упражнять действовать по сигналу.
Публикация «Картотека наблюдений для раннего возраста, Часть 2» размещена в разделах
12. Наблюдение за сосульками : на что похожи. Сосулька блестит на солнце, тает. П/и «Солнышко и дождь», упражнять действовать по сигналу
3. Наблюдение за воробьями. Птички весело щебечут, перелетают стайками с куста на куст. Птичкам тепло, они радуются солнышку. П/и «Воробышки и кот». 13. Наблюдение за птичками на участке. Систематизировать представления детей о птицах, предложить покормить птицы. П/и «Вороны», упражнять действовать в соответствии с текстом.
4. Наблюдение за вороной, вспомнить части тела, Речевые игры на звукоподражание. П/и «Наседка и цыплята», учить действовать по сигналу. Д/и «Собери все синие лопаты».
14. Рассматривание машин, проезжающих по дороге. Определить размер, цвет машин. П/и «Воробышки и автомобиль» : упражнять действовать по сигналу. Упражнение: кто дальше прокатит мяч.
5. Рассматривание одежды людей, вспомнить название одежды, название деталей одежды. П/и «Догоните меня» : развитие быстроты, ловкости. Д/и «Поручение» : уметь действовать по инструкции
15. Наблюдение за ветром : как качаются ветки деревьев. Речевое упражнение «Дует ветер». П/и «Ветер, ветерок», менять движение в соответствии с сигналом. Трудовые поручения: предложить собрать сломанные ветки.
6. Наблюдение за ветром. Отметить, какой сегодня ветер (сильный или слабый). Обратить внимание, а качаются на ветру ветки деревьев. Игры с султанчиками, вертушками. П/и «Догоните мяч»
16. Рассматривание почек на веточках деревьев, кустарников. П/и «Воробей», упражнять выполнять движения в соответствии с текстом. Д/и «Поручение», выполнение движений взрослого.
7. Наблюдения за лужами после растаявшего снега. Сравнить, где луж больше на асфальте или на земле.
П/и «Вороны» : учить действовать по сигналу. Трудовые поручения: помощь воспитателю при сборе игрушек
17. Наблюдение за солнышком : светит ярко, становится тепло, растаял снег. Воспитатель рассказывает потешку «Солнышко-ведрышко». П/и «Птички в гнездышках», упражнять действовать по сигналу.
8. Наблюдение за птицами, вспомнить части строения птицы. Предложить покормить птичек. П/и «Через ручеек» - закрепить прыжки в длину. Д/и «Узнай по описанию товарища».
18. Наблюдение за ветром. П/и «Мыши и кот», учить действовать по сигналу. Трудовые поручения: предложить собрать веточки и камушки на участке. Д/и «Узнай по описанию товарища».
9. Рассматривание почек на ветках кустарников. Взять ветки в группу для наблюдения за появлением листочков. П/и «Солнышко и дождь», упражнять действовать по сигналу. Д/и «Поручение»
19. Наблюдение за облаками, на что похоже облако.
Предложить построить норку для мышки. П/и «Кот и мыши», учить двигаться по сигналу. Д/и «Собери все грузовые машинки».
10. Наблюдение за небом, облаками, облака белые. Пушистые, плывут по небу. П/и «День и ночь», упражнять действовать по сигналу. Трудовые поручения: предложить собрать игрушки в конце прогулки
20. Пускание корабликов в ручейке (бумажный и пластмассовый). П/и «Лохматый пес», добиваться проговаривания слов. Рассматривание одежды друг друга, вспомнить название деталей одежды.
ВЕСНА
(апрель)
1. Наблюдение за солнышком : светит ярко, пригревает. П/и «Солнышко и дождь», упражнять действовать по сигналу. Д/и «Поручение», упражнять выполнять заданные действия. Убрать ветки на участке
10. Рассматривание птиц на участке, послушать их веселый щебет. Предложить покормить птиц. П/и «Вышла курочка гулять».
2. Рассматривание одежды детей: почему сменили зимнюю одежду на более легкую. Д/и «Узнай по описанию товарища». П/и «Догони мячик», упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга. Построить гараж для машин.
11. П/и «Мой веселый звонкий мяч». Игры детей с мячом: бросание и ловля мяча, отбивание мяча ногой. Трудовые поручения: предложить собрать камушки, ветки на участке в кучу.
3. Рассматривание почек на деревьях, кустарниках. П/и «Мишка по лесу гулял», упражнять действовать в соответствии с текстом. Отгадывание загадок о птицах. Игры детей с песком: построить норку для мыши.
12. Наблюдение за облаками Д/и «На что похоже облако». П/и «Через ручеек». Предложить детям посадить огород: шишки, камушки, палочки.
Трудовые поручения: предложить собрать игрушки в конце прогулки
4. Наблюдение за ветром. Игры с вертушками. П/и «Поймай пузырь», игры с мыльными пузырями. Рисование палочкой на земле: солнышко, травка. Катание куклы в коляске, машин на веревочке
13. Рассмотреть цветок: мать-и–мачехи, дать название частей растения. П/и «Мышки-трусишки», учить выполнять движения в соответствии с текстом. Д / и «Узнай товарища по голосу»
5. Наблюдение за воробьями : греются на солнышке, весело чирикают. Предложить покормить птичек. П/и «Воробышки и автомобиль», упражнять действовать по сигналу. Игры детей с выносным материалом.
14. Наблюдение за небом, за облаками. П/и «Через ручеек» - упражнять перепрыгивать через препятствие. Трудовые поручения: собери камушки на участке. Игры с выносным материалом.
6. П/и «Коршун и цыплята» : упражнять действовать по сигналу. Выяснить свойства мокрого песка. Рассматривание набухших почек на кустах. Игры с мячиком: бросание и ловля, отбивание ногой.
15. Наблюдение за ветром. Игры с султанчиками, вертушками. Рисование мелом на асфальте. П/и «Птички и кот», упражнять соответствовать движения тексту. Трудовые поручения: в конце прогулки: помочь собрать все игрушки.
7. Наблюдение за небом, за облаками. П/и «Через ручеек» - упражнять перепрыгивать через препятствие.
Трудовые поручения: собери камушки на участке. Игры с выносным материалом.
16. Наблюдение за птицами (внешний вид, повадки). П/и «Кинь мячик» - способствовать приобретению навыка бросания мяча, развивать ловкость. Д/и «Собери все красные совки». Трудовые поручения: строим домик из песка
8. Наблюдение за ветром, игры с вертушками, султанчиками. Трудовые поручения: подмети бортики песочницы. П/и «Ветерок». Игры с выносным материалом. Д / и «Узнай друга по описанию».
17. Рассматривание машин, проезжающих по дороге. Определить размер, цвет машин. П/и «Воробышки и автомобиль» : учить действовать по сигналу. Упражнение: кто дальше прокатит мяч
9. Рассматривание дождевого червяка. Наблюдать, как передвигается, объяснить, где живет, чем питается. Упражнение «Капля раз». П/и «Раз, два, три к дереву беги». Д / и «Собери формочки фрукты». Трудовое поручение: сбор камушков на участке
19. Рассматривание машины, привозящей продукты в д/с, вспомнить части машины. П/и «Автомобили», нарисовать палочкой на земле дорогу для машин, построить из песка гараж для машин. Трудовые поручения: отвези игрушки в группу
20. Рассматривание березки: ствол белый, теплый, гладкий, есть черные полоски. П/и «Раз, два, три к … беги» : упражнять ориентироваться на участке. Трудовые поручения: в конце прогулки предложить собрать игрушки
ВЕСНА
(май)
1. Наблюдение за воробьями. Стайка воробьев сидит на дереве, кустике. Птички звонко чирикают, перелетают с ветки на ветку. Предложить покормить птичек. П/и «Воробышки и кот», упражнять действовать по сигналу.
11. Рассматривание машины, которая привезла продукты в д/с. Уточнить понятие «грузовая машина». П/и «Цветные автомобили». Игры с песком: предложить построить мост, дорогу для машин. Рисование палочками на земле
2. Рассматривание мать-и-мачехи, вспомнить части растения. Предложить построить из песка гараж для машин. П/и «Самолеты» : упражнять действовать по сигналу. Сбор камушков на участке
12. Наблюдение за воробьями. Птички весело щебечут, перелетают стайками с куста на куст. Птичкам тепло, они радуются солнышку. П/и «Воробышки и кот». Трудовые поручения: предложить смести песок с бортиков песочницы
3. Наблюдение за облаками. Д/и «На что похоже облако». Предложить построить домики из песка для резиновых игрушек. Игровые упражнения с мячом: бросание и ловля мяча.
13. Наблюдение за небом, за облаками. П/и «Через ручеек» - упражнять перепрыгивать через препятствие. Трудовые поручения: собери камушки на участке. Игры с выносным материалом.
4. Рисование мелками на асфальте. Рассматривание молоденьких листочков на ветках березы: потрогать, понюхать. П/и «Раз, два, три: к … беги». Трудовые поручения: сбор песка в песочницу.
14. Сравнение кустарника и дерева, найти общее и отличие. П/и «Берегись, догоню» : развивать умение ориентироваться в пространстве. Рисование мелками на асфальте. Трудовые поручения: предложить собрать игрушки в конце прогулки.
5. Целевая прогулка по участку. Познакомить с названиями (2-3) деревьев, растущих на территории д/с. Сравнить по форме листьев, толщине и цвету ствола. Д/и «Такой листок лети ко мне». П/и «Мышки и кот: упражнять действовать по сигналу.
15. Рисование мелками на асфальте. Рассматривание молоденьких листочков на ветках березы: потрогать. П/и «Раз, два, три: к … беги». Трудовые поручения: сбор песка в песочницу.
6. Рассматривание листочков. Какого цвета, размера, где растут. П/и «День и ночь» : уметь действовать по сигналу. Д/и «Угадай, кто позвал» : развитие слухового внимания.
16. Рассматривание дерева (толстый ствол, высокое, много веточек, листочков). Трудовые поручения: сбор сломанных веточек. Рисование мелками на асфальте. П/и «Через ручеек» : упражнять прыгать на двух ногах.
7. Рассмотреть одежду детей: яркие куртки и пальто, цветные легкие шапочки.. П/и «Солнышко и дождь» : упражнять действовать по сигналу. Игры с песком: постройка гаража для машины.
17. Наблюдение за муравьями. Дом муравьев – муравейник. У муравьев есть голова с усиками, грудка и брюшко. Это насекомые. П/и «Кот и мыши» : действовать по сигналу.
8. Постройка дорожки для зверюшек из камушков. Рассматривание листочков после дождя. П/и «Капля раз, капля два» : упражнять выполнять действия в соответствии с текстом
18. Наблюдение за солнышком, рассматривание тени. П/и «Догони мою тень». Сравнение тени друг друга, у кого тень больше. П/и «Солнышко, и дождь»; игры с выносным материалом.
9. Рассматривание травы. Выросла зеленая, нежная, мягкая травка. В травке ползают жучки, муравьи. Трудовые поручения: сбор «мусора» на участке. Опыт: продолжать знакомить со свойствами песка (сухой, влажный, лепить, сыплется). П/и «Догоните меня»
19. Наблюдения за птицами. Сравнить голубя, воробья по размеру и повадкам. Предложить покормить птиц. П/и «Птицы и кот» : учить двигаться по сигналу. Д/и «Поручение».
10. Игры детей с мячом: бросание, ловля, отбрасывание мяча ногой. Наблюдение за ветром. Игры с вертушками. Игровое упражнение «Дует ветер». Трудовые поручения: сбор игрушек в конце прогулки.