Велигурова Ольга Владимировна
Картотека логоритмических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» с. Мамонтово
Картотека логоритмических упражнений.
Подготовил воспитатель: Велигурова О. В.
Картотека логоритмических упражнений.
Пузырь
Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ, автоматизация и дифференциация звуков С и Ш.
Дети, взявшись за руки, стоят тесным кругом. Педагог говорит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Публикация «Картотека логоритмических упражнений» размещена в разделах
Да не лопайся.
(дети отходят назад, произнося звук С, и образуют большой круг.)
Пузырь лопнул –
О-ё-ё-й!
А ведь был
Такой большой!
(дети сходятся к центру круга, произнося звук Ш.)
Машина
Би-би-би — Дети ритмично постукивают
Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь
другой.
Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу — Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш
Вперед спешат. ку» руками.
ТУК-ТУК
- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
Цель: развитие у детей внимания и подражательности, умения координировать речь с движениями, менять и их темп.
Взрослый, а вслед за ним дети, изображают, как капает дождик. Для этого надо указательными пальцами стучать по столу или по коленям, произнося звукоподражания : «Кап-кап-кап…». Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «Кап-кап-кап и кон-чил-ся». После этого руки разводятся в сторону.
При последующих повторениях игры слова педагога следует заменить на музыку с меняющимся темпом
Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают лаШу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над голоПоднимает пыль столбом. вой.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступа
переступая, поворачиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
Лягушки и кукушки
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква-ква – (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку-ку – (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква-ква, ку-ку.
Ква-ква, ку-ку!
Дружные ручки
Цель: выработка умения сочетать речь с движением.
Дети произносят слова, сопровождая их движениями по тексту:
Дружно ручки поднимаем,
А потом их опускаем.
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали:
Топ-топ, топ-топ,
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Лишнее слово
Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия-различение на слух слова, несозвучного остальным.
Взрослый произносит цепочку слов и просит детей найти в ней лишнее слово, которое непохоже на остальные. Сначала педагог произносит всю цепочку слов, а дети слушают их молча, затем взрослый повторяет слова еще раз, а дети хлопают в ладоши в момент, когда услышат лишнее в этой цепочке слово. Например: дом, сом, ком, платок (лишнее слово «платок»); сук, жук, ветка, лук (лишнее слово «ветка»); рак, мак, листок, лак (лишнее слово «листок»).
Один – много
Цель: образование форм множественного числа имен существительных.
Вариант подвижной игры (педагог кидает мяч ребенку).
Педагог называет предмет в единственном числе, а ребенок повторяет его во множественном:
стол-столы; стул- стулья; шкаф – шкафы;
Слова подбираются на ту лексическую тему, которую в это время дети изучают на логопедических занятиях.
Вариант игры-вокализации
Взрослый пропевает: «Стол, стол – столы». Дети присоединяются к пению на втором слове «стол» и заканчивают вместе с педагогом на слове «столы-ы-ы-ы».
Пение может сопровождаться легкими покачиваниями головы.
Для расширения словарного запаса детей могут быть предложены также упражнения : «Из каких частей?», «Скажи наоборот», «Цепочка слов» и т. д. наоборот», «Цепочка слов» и т. д.