Юлия Демидова
Картотека логоритмических упражнений
▼ Скачать +Заказ
Картотека логоритмических упражнений
Учитель-логопед Демидова Ю. И.
Тамбов 2022
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм.
Публикация «Картотека логоритмических упражнений» размещена в разделах
Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса.
Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот,
подстегивает.
Отличительной особенностью логопедической ритмики, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.
1 Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет.
2 Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня.
3 Ребенку должно быть интересно и весело.
4 Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично.
5 Без музыки – никуда
6 Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей.
Логоритмические упражнения
«Жучок»
Вот жучок жужжит, кружится, (над раскрытой ладонью другая ладонь изображает летящего жучка, при этом произносим звук «жжжж»)
Сел он на цветок (продолжаем жужжать)
Шлёп! (ударяем по ладони)
Стал он лепестки считать:
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем друг за другом пальцы)
Много мёду он набрал (гладим себя по животу)
Сладкого!
Ароматного! (делаем глубокий вдох носом)
(это упражнение проделывается дважды со сменой рук).
«Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
Будем пальчики считать!
Первый пальчик – был большой, (поочерёдно загибаем пальцы с поглаживающим движением массажа)
Любопытным был второй
Третий танцевать умел
А четвёртый песни пел
Ну, а пятый так уж мал
Застеснялся и пропал.
«Пирожки для Деда Мороза»
Лепим, лепим, пирожки (изображаем руками лепку снежков)
Со снежинками внутри,
Чтобы Дедушку Мороза
Дети угостить смогли!
Раз хлопок, два хлопок, (хлопаем)
Пирожок, пирожок!
Только не растай, дружок, (грозим пальцем)
Не растай, дружок!
Мы положим на ладошку (раскрытые ладони)
Нашу снежную лепёшку,
Будем тесто мы месить, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Будем пирожки лепить
Гусёнок Тимоша
Гусенок Тимошка пошел погулять. (шлепают ладошками по коленям)
Зеленой и сочной травы пощипать (щиплют пальцами мочки ушей)
Гусенок - Га-Га! показывают пальцами рук «клювики»,
Веселый всегда, хлопают
Он травку пошел пощипать. щиплют пальцами мочки ушей
Гусенок Тимошка пошел на лужок. шлепают ладошками по животу,
Увидел красивый и вкусный цветок. гладят шею сверху вниз,
Гусенок - Га-Га! показывают пальцами рук «клювики»,
Веселый всегда, хлопают
Уж очень был вкусный цветок! делают круговые движения по животу
Гусенок Тимошка на речку пошел. шлепают ладошками по груди,
В высокой осоке лягушку нашел. щиплют щечки,
Гусенок - Га-Га! показывают пальцами рук «клювики»,
Лягушка – Ква-Ква! качают ладонями с растопыренными пальцами
Подружку себе он нашел. хлопают
Прогулка
По узенькой дорожке ходим на месте
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)
Гриб-мухомор
В этом упражнении дети должны сами догадаться, какие движения нужно делать. Однако, взрослые первый раз могут помочь. Когда дети выучат стихотворение, могут пересказывать его самостоятельно. (для детей подготовительного возраста)
Под бугром вырос гриб-мухомор,
Дети увидели его и решили копать.
Стали лопатой его сбивать.
Один день копали,
Второй день рубили, Третий – пилили. Ура!
Гриб на землю свалили!.
Зима
В этом упражнении дети должны сами догадаться, какие движения нужно делать. Однако, взрослые первый раз могут помочь. Когда дети выучат стихотворение, могут пересказывать его самостоятельно. (для детей подготовительного возраста)
Дует ветерок, листья закружились,
Медленно, но верно на землю опустились.
Подул сильный ветер, снежинки прилетели,
Наверное, скоро начнутся метели.
Опять подул вдруг ветерок, на земле лежит снежок.
Снег находится везде, и на дереве, в дупле,
На земле и на асфальте,
Ведь зима пришла, представьте!
Лес.
В лес с ребятами пойдём марширование по кругу,
И грибы мы соберём, присесть на корточки
А пока мы песенку споём. встать
Я с друзьями в лес приду ходьба
И грибы соберу наклоны вперёд.
Дождик как-кап-кап прошёл, пальцами постучать по лицу
И грибы не обошёл, ходьба по кругу
Теперь выросли они, Их насобираем мы. - руки в сторону