Юлия Бирюкова
Картотека консультаций и бесед для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка №1
Злость и жестокость.
Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступление, не обращая внимание на боль и страдание других людей.
Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.
Как предотвратить проблему
Следует проявлять к ребенку эмпатию, не рассматривая его как проблему.
Нужно дать понять ребенку, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
Публикация «Картотека консультаций и бесед для родителей» размещена в разделах
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка а полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение.
Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими.
Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».
Карточка№2
«Как проводить с ребенком досуг?»
(консультация)
Отец и мать дарят ребенку прекрасные воспоминания и создают у него ощущения безопасности, когда они находят время, чтобы поиграть вместе с каждым ребенком, будь то всей семьей или один на один, хотя бы в течении двадцати минут в неделю. Во время этого «праздника души» лучше не щекотать ребенка, не играть в конкурентные игры, и позволить ребенку самому решить, во что он хочет играть.
Когда вы усаживаете ребенка к себе на колени, читаете ему сказку и потом болтаете с ним обо всем и ни о чем, вы не просто стимулируете его воображение и способствуете его умственному и языковому развитию – вы также даете ему ощущение безопасности, помогаете ему формировать систему ценностей и развиваться в эмоциональном плане.
Активный досуг нужен и вам самим. Вы сможете дать ребенку больше, если вы периодически занимаетесь спортом, выходите подышать свежим воздухом, расслабляетесь, занимаетесь любимым делом, смеетесь и развлекаетесь. Кроме того надо проводить время со своими взрослыми друзьями. Помните, что дети многое узнают о любви и жизни на примере отношений между взрослыми.
Карточка№3
Порекомендуйте родителям провести дома с детьми игру «Сделаем перчатки».
Предложите детям положить кисти рук на листок бумаги таким образом, чтобы большие пальцы были обращены навстречу друг другу.
Обведите карандашом кисти рук.
Покажите и скажите ребенку, какая левая перчатка и какая - правая.
После чего предложите им закрасить левую перчатку красным карандашом, а правую - синим.
Карточка№4
Порекомендовать родителям по дороге в детский сад наблюдать с детьми за событиями происходящими вокруг и обсудить их с ребенком.
Это расширит кругозор детей и обогащает их игровую деятельность.
- за сезонными изменениями в природе.
Карточка№5
Рекомендация родителям. В каждой семье утром должны звучать слова приветствия, настраивающие домашних на хороший удачный день, а вечером – пожелание спокойной ночи.
Для психологического комфорта ребенку важно утром услышать: «Вставай, пожалуйста, моя радость!» или «С добрым утром, мое солнышко!».
Нельзя заставлять ребенка здороваться, если он в силу какой – то причины при встрече со взрослым молчит, и тем более учить его и требовать выполнения правил приветствия при посторонних.
Карточка№6
«Как отвечать на детские вопросы»
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремление их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими- либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.
На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Наибольшее количество вопросов задают дети в пятилетнем возрасте. А вот в старшем дошкольном возрасте количество вопросов начинает уменьшаться почему?
Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!».
В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросом: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание. Отвечая на детские вопросы, не стремись к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопросы ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда ребенок выскажет правильное предложение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.
Карточка№7
Как помочь ребенку, если он испытывает страх?
- Выясните причину страха.
- Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
- Если ребенок боится темноты, замкнутое пространства – зажгите лампу, откройте двери, положите ему в кровать любимую игрушку.
- Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет ребенку чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
-Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача – поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчика и т. д.)
- Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
- Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
-Будьте терпимы к ребенку и помните, что в ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность, замкнутость, агрессивность и т. д.
Карточка№8
Если вам не нравится черты характера вашего ребенка.
Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребенка на негативные появления.
Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст ребенку уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Карточка №9
Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами»
Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково.
Если, на взгляд взрослых, ребенок не желает учиться - считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое –это не дошкольник не желает заниматься серьезными вещами, это вы предъявляете к нему неправомерные требования.
Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите сколько у него кукол, машинок….Называет число? Считает? Вы этого и хотели. Хотите, чтобы ребенок много знал, - подбирайте правильные книги. Для дошкольника, пока еще он сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может осмысливать, проговаривать. Речь идет конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.
Карточка №10
Предложить родителям закрепить знание детей по пожарной безопасности.
- Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
- Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.
-Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовали запах газа, не зажигай спички и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Если пожар все же возник необходимо:
- Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым.
- Позвонить в пожарную охрану по номеру 112 сообщи свой точный адрес и что горит.
- Когда в доме горит, быстрей выбегай на улицу.
- Если задымление в квартире ляг на пол, рот и нос закрой влажной тряпкой.
Карточка №11
Побеседует с родителями о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Особое внимание уделяет беседе с родителями мальчиков : рассказывает, где и как родителе могут упражнять мальчиков в мужском поведении, подчеркивая, что старший дошкольный возраст- очень благоприятное для этого время. Когда мальчики с удовольствием подражают поступком взрослых мужчин.
Карточка №12
Активные дети
Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребенка движение- это и признак, и средство развития и роста.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим. Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи. Как можно чаще, когда малыш спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Поручайте ему дела, в которых нужно проявление активности.
Карточка №13
Воровство
Если только ребенка не учит воровать кто-нибудь из взрослых, что встречается довольно редко, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чем-то обделенным. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей.
Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что совершает что-то неправильное.
Если вы поймали ребенка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.
Если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ним о том, что важно помочь ему справиться с это проблемой. Обсудите с другим членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.
Карточка №14
Предложить родителям познакомить детей с историей своей семьи и малой родины.
Воспитывать патриотические чувства к малой родине, России.
Карточка №15
Порекомендовать родителям побеседовать с ребенком о текущем времени года. Предложите ему рассказать, какое время года прошло, какое скоро наступит. Постарайтесь подвести ребенка к осознанию того, что одно время года сменяет другое.
Карточка №16
Если ребенок упрямится
Причинами такого поведения далеко не всегда является личные особенности ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности.
Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямство»? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если все дело в ваших действиях- начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне на зло» и т. д.
Попробуйте разобраться, чего не любит ребенок и чем совершенно безболезненно для нег и вашего родительского авторитета это можно заменить.
Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.
Карточка №17
Как научить ребенка постоять за себя.
Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше. Жизнь жестока – говорят мужчины, в ней надо пробиваться с боем, а у нас растет слюнтяй. Причем негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве не умели постоять за себя. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были сильнее и счастливее нас. Давайте поможем им в этом. Только сделать это надо грамотно. Далеко не все дети успешно осваивают уроки самообороны. Многие зажимаются еще больше, поскольку не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы. А потому предпочитают не жаловаться отцу на обидчиков, скрывать свои переживания, перестаю доверять родителям, отчуждаются от них. Это порождает еще большие проблемы, ведь, утрачивая опору в лице взрослых, ребенок ощущает свою полную беззащитность. А если он еще и от природы не смел, страх перед миром может стать паническим. И учить их надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не обижаться, не претендовать на постоянное лидерство, относиться к ребятам доброжелательно, не ехидничать, не дразниться. Ведь взрослая жизнь и впрямь бывает жестокой. Это не детский сад, где отделаешься парой синяков….
Карточка №18
Самоуважение. Как его воспитать?
Высокий уровень самоуважения - очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных достоинств.
Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.
Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно. Родители должны задуматься : "Что даётся ребёнку легче всего?" Понаблюдайте за ребёнком. Посмотрите, чем он любит заниматься, какие виды предпочитает. Скорее всего, он будет выбирать такие дела, которые ему удаются.
Похвала - основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили. Наиболее полезна конкретная похвала. Лучше сказать ребёнку, который едет на велосипеде: "Ты молодец, что остановился на углу", чем просто констатировать : "Ты молодец". Вы подчеркнёте желательное поведение, и ребёнок поймёт, как он должен себя вести, а не только порадуется, что он просто "молодец", и не будет знать почему. Нужно научить ребёнка самому признавать собственные достижения, иначе он останется зависимым от мнения других. Добивайтесь, чтобы ребёнок мог оценить собственные умения. Что он умеет делать хорошо? Как он это делает? Если ребёнок приносит из детского сада рисунок, пусть расскажет, почему он ему нравится. Если построил из кубиков дом, спросите, как он сумел их составить.
Ребёнок должен стремиться утвердить свой авторитет. Дайте ему возможность "просвещать" других детей.
Карточка №19
Детская застенчивость
Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.
Быть застенчивым - значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.
Несколько советов родителям, дети которых застенчивы.
• Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
• Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.
• Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с "чужими взрослыми" : попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
• Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.
Карточка №20
Дорога не требует шалости- наказывает без жалости.
Уважаемые родители! Помните!
На улице крепко держите ребёнка за руку!
Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, и только потом переходить улицу.
Ребёнок учится законам улицы у родителей.
Пусть Ваш пример послужит правильному поведению на улице не только вашего ребёнка, но и других детей.
Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он чувствовал себя уверенно на дороге, советуем Вам:
напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
при переходе проезжей части держите ребенка за руку;
учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
не позволяйте своему ребенку играть на дороге.
Еще раз помните! Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости- наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!
Карточка №21
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Карточка №22
Как справиться с детской истерикой.
Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?
Вот что советуют психологи:
Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях, и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка. Задумайтесь над причиной истерики ребенка:
Ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);
Ребенок манипулирует вами, он привык таким способом добиваться всего, что он хочет. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться.
Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия; ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.
Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку:
«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».
Ребенок не услышит вас с первого раза, но, повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.
Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
Дети 3 - 5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.
Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.
По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз опадали в такую ситуацию.
Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.
Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.
Карточка №23
Компьютер «за» и «против»
Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.
Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.
Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.