Екатерина Исакова
Картотека казахского танца
Танец, как и другие виды национального искусства, издавна существовал в быту кочевников-скотоводов и в художественных образах передавал все его особенности. Специфика казахского народного танца, связана с тем, что он первоначально исполнялся в условиях юрты. Здесь, не имея возможности для пространственного рисунка, танцоры, чтобы донести содержание своего танца, дополняли движения ног, рук, плеч, корпуса т. е. все тело танцовщика находилось во власти движения.
Публикация «Картотека казахского танца» размещена в разделах
Казахи обозначают танец словом «би». Содержание танцев, казахский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характер людей. Казахи отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце. Колорит казахского танца создается всей системой выразительных средств, где одновременно с музыкой и танцевальным текстом важную роль играют атрибуты (бубны, домбры, кувшины, кнуты) и костюм.
Национальная одежда – это богатое историко-культурное наследие, ее всестороннее исследование знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. В основе сценического костюма казахского танца лежит традиционная одежда коренного народа Казахстана. Сценический костюм разнообразен по цветовому решению. Ему характерна как сдержанность и одноцветность, так и пышность, разнообразие красок, способствует яркому эмоциональному восприятию танцевального произведения.
Она подразделяется на:
• бас киім – головные уборы,
• иыктык киім – одежда, надеваемая на плечи,
• белдік киім – одежда, носимая на бедрах, на поясе,
• аяк киім – обувь.
Многие движения ног, рук и корпуса определились покроем женской или мужской одежды, их функциональностью.
Некоторые стандартные позиции народного танца :
«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.
«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.
«Кос-муйiз» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т. д.
Верхом хореографического мастерства считались различные пляски на конях – джигитовки. С малых лет казахи обучались этим навыкам. Считалось, что молодой казах должен был в обязательном порядке научиться:
Скакать на коне;
Плясать в седле;
Виртуозно управляться с национальным видом оружия.
«тыс би» (танец-состязание) — в этом танце, подобно акынам-импровизаторам, именитые танцоры-профессионалы состязались в мастерстве импровизации и в количестве известных им танцев. в момент танца один из джигитов неожиданно придумывает сложные движения: если его соперник не сумеет повторить этих движений, он считается" побежденным. чтобы затруднить соревнование, исполнители постепенно повышают темп танца, доходя до очень быстрого.
В отличие от мужского энергичного танца, казахские женщины были более сдержаны в своих движениях. Основным элементов таких танцев были исключительно руки и глаза. Жесты должны были отличаться плавностью и мягкость. Каждый переход между частями танца должен был сопровождаться неспешными движениями. В отдельных случаях казахские женщины танцевали с различными предметами.
«Шалыма» — в этом танце олицетворяется образ простой казахской девушки, искусной мастерицы изготовления кумыса. Умением красиво носить торсы на плече, пленительно танцевать с ним, умением изящно разливать кумыс по пиалам и скромно почтительно им угощать — девушка чарует всех.