Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Прощай, лето!»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексика :
Основные признаки лета (жарко, теплые дожди, много насекомых и птичек, зеленые растения); летние забавы; отличие лета от других времен года.
Общие речевые навыки:
* «Кораблики» - воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длительной воздушной струи.
Педагог помещает таз на возвышение, чтобы вода была на одном уровне с губами детей, показывает, как следует набрать воздух, сделав глубокий вдох, не поднимая плеч, как нужно дуть на кораблик, не раздувая щек. Упражнение выполняется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения. Дети дуют на кораблики, педагог осуществляет контроль.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Прощай, лето!“» размещена в разделах
- До свидания, лето! Сценарии развлечений прощания с летом
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
* «Тихий ветерок» - учить контролировать силу воздушной струи.
Педагог дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок!». Контролировать силу воздушной струи можно, используя султанчики, цветы, веточки.
Общая и мелкая моторика:
* «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
Поднять руки вверх. Потянуться.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Присесть на корточки. Руки опустить на пол.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
Хлопать в ладоши. Улыбаться.
* Пальчиковая игра «Лето»
Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем летом мы играть :
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься,
Будем бегать, загорать
И грибочки собирать.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
* «Чего (кого) много летом» - усвоение категории родительного падежа множественного числа.
Педагог выставляет на наборном полотне по одной картинке и вместе с детьми выясняет, чего (кого) много летом. Летом много цветов (грибов, бабочек, листочков, птичек, дождей и т. д.).
* «Летние забавы» - учить правильно употреблять глаголы в будущем времени.
Педагог рассказывает детям о том, что летом можно загорать, купаться в реке, кататься на велосипеде, ходить за грибами и т. д. Затем он по очереди выставляет перед детьми картинки и спрашивает, что они будут делать летом. При составлении предложений педагог оказывает малышам помощь.
Мы будем качаться на качелях.
Мы будем кататься на самокате. И т. д.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
«Дождик, веселей!»
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Играют на палочках восьмыми длительностями.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Ударяют четвертными.
Брызни лучше в огород –
Пусть морковка там растет.
Быстро играют шестнадцатыми.
«Лягушки»
Я лягушка-попрыгушка,
Ты лягушка-поскакушка,
Мы лягушки - прыг да скок
Из болота на листок!
Дети прыгают под удары бубна то медленно, то быстро.
Связная речь:
Составление предложений по сюжетным картинкам - обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам; формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам; развитие диалогической речи; развитие зрительного внимания.
Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает показать, кто делает куличик, кто купает куклу, кто пускает кораблик, кто нагружает машину. После этого отрабатываются диалоги:
- Кто это? (Оля.)
- Что делает? (Куличик.)
- Кто это? (Аня.)
- Что делает? (Купает куклу.) И т. п.
Затем педагог предлагает ребятам выбрать по одной картинке и сказать, кто на ней нарисован и чем он занимается: «Оля делает куличик. Аня купает куклу».
Дидактические игры:
* «Выбери картинку про лето» - развитие зрительного восприятия.
На столе помещены картинки с разными временами года. Дети должны выбрать картинки с изображение лета.
* «Соберем кораблики» - развитие оптико-пространственной функции, развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, обучение составлению изображения предмета по образцу из разновеликих палочек.
Педагог напоминает детям, как плавали кораблики, и предлагает собрать кораблики из палочек. Педагог показывает образец и предлагает детям сделать точно такие же кораблики.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
«Жуки»
Просыпается листва,
И проснулся паучок.
Просыпайся, голова,
Встряхивать кистями рук, ритмично разводить пальцы в стороны, кивать головой.
Просыпайся, язычок.
Ля-ля-ля…
Совершать движения языком вперед-назад. Приплясывать.
Вот проснулся муравей
И сороконожки.
Просыпайтесь, пяточки,
Движения, имитирующие ходьбу, указательным и средним пальцами правой руки по левой руке.
Просыпайтесь, ножки.
Ля-ля-ля…
Те же движении левой рукой по правой. Поочередно постукивать пяточками правой и левой ноги, поочередно притопывать. Приплясывать.
Прыгают кузнечики,
Прыгать.
Полетели мухи.
Помахивать руками.
Просыпайтесь, плечики,
Поднимать и опускать плечики.
Просыпайтесь, руки.
Ля-ля-ля…
Поднимать руки вверх, приплясывать (пружинки).