Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Зимние забавы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Зимние забавы»
Задания
• Закрепить у детей понятие время года зима;
• Продолжать закреплять основные признаки зимы;
• Подумать, чем люди занимаются на улице зимой;
• Подумать над тем, что такое забава? Чем дети любят заниматься на улице зимой?
• Рассматривание картин и иллюстраций по теме, чтение произведений, отгадывание загадок.
Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Зимние забавы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Зимние забавы и игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Существительные: зима, снег, снежинка, пурга, метель, л д, сосульки, холод, снегопад, мороз, холод, ветер, узор, иней, метель, стужа, вьюга. Забавы, развлечение, игры, гуляния, хороводы, подарки, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток, горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежки.
Прилагательные: пушистый, ледяной, ледовый, прозрачный, белый, л гкий, холодный, зимний, морозный, вес лые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный, хоккейный, лыжный, праздничный…
Глаголы: замерзать, кружиться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, леденеть, дарить, играть, забавляться, лепить, кататься, строить
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
• Усвоение категории Родит. падежа;
• Усвоение категории Винит. падежа.
Пальчиковая гимнастика:
Падал снег на порог дети медленно опускают ладони на стол
Кот слепил себе пирог «лепят» пироги
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк «бегут» пальчиками обеих рук по столу
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки. «лепят» пироги.
Физкультминутка.
Мы катались на коньках отводят руки за спину
Даже жарко стало имитируют движения конькобежца
В снежки играли во дворах
Всё нам было мало «играют» в снежки
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех поднимают руки вверх и ритмично трясут кистями
Дружно мы на лыжи встали
И по снегу побежали имитируют движения лыжника.
А потом на санки сели приседают, руки на коленях
Смело с горки вниз слетели. Встают и хлопают в ладоши.
Физкультминутка.
- Дети, все в кружок вставайте,
Игру скорее начинайте. (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Какой может быть?»
Снег –(белый, пушистый) Зима - (т плой, суровой, холодной) Мороз - (сильный, слабый, трескучий) хоровод – (большой, дружный, красивый, вес лый) снеговик — (большой, белый, холодный, вес лый, снежный)
2. Д/игра «Что делает?»
СНЕГ: ид т, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вь тся.
СНЕЖИНКА: тает, падает, ид т, кружится, ложится, вь тся.
ЛЕД: трещит, тает, ломается, плыв т.
ДЕТИ ЗИМОЙ (что делают) – играют, бегают, катаются, лепят, скатываются
3. Д/игра «Назови ласково»
зима – зимушка
снег – снежок
санки –
лка -
снеговик
горка –
и т. д.
4. Д/игра «Один – много» (множественное число) :
хоккеист – хоккеисты;
снежок –
лыжник –
горка -
клюшка -
и т. д.
5. Посчитай:
одна гирлянда, две, три, четыре, пять;
один снежок, два, три, четыре, пять ….
одна снежинка, две, три,четыре….пять.
один сугроб, два, три., четыре, пять.
6.«О чем можно сказать?»
Замерзает – (река)
Наступает - …зима
Кружатся - …снежинки
Летят - …снежинки
Надели - …шапки, шубы
Обули – …сапоги, валенки
7.«Продолжи предложения»
Зимой люди ходят в (шубах, шапках).
Зима приносит (снегопады, морозы)
зимой замерзает вода на (реках, озерах)
Я люблю кататься зимой на (коньках, лыжах).
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. «Придумай слово» образование родственных слов.
Снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход – снегокат – снежный – заснежило – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный – Белоснежка – подснежник.
2. Исправь ошибку:
Лыжнику нужны санки.
Конькобежцу нужны лыжи.
Саночнику нужны коньки.
Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
3. «Что лишнее и почему?»
Панама, шапка, ушанка.
Сапоги, валенки, сандалии.
Август, декабрь, февраль
4. Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
5. Выучите считалку.
Снего-снего-снегопад, каждый очень-очень рад, Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.
6. Загадайте загадки.
Вс лето стояли, Зимы ожидали.
Дождались поры — Помчались с горы. (Санки)
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно прокатиться обратно. (Снежная горка)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!»
- Значит там игра — …. (Хоккей)
Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи)
Катаюсь на нем
До вечерней поры. Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу. (Санки)
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется (Клюшка)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Ледяная горка)
До чего же повезло –
Сколько снегу намело!
Выходим спозаранку
Кататься мы на (Санках)
7. Чтение чистоговорок:
Ма-ма-ма – вот пришла зима,
Инка-инка-инка – падает снежинка,
Обы-обы-обы – высокие сугробы.
Роз-роз-роз – узоры рисует мороз,
Пад-пад-пад – зимой один снегопад,
Вик-вик-вик – дети лепят снеговик,
Аба-аба-аба – красуется снежная баба,
Ёд- д- д – лежит на речке л д.
Четверг.
Развитие связной речи
Пересказ рассказа «Гостья-Зима».
«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, л д. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещ можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму.»
Вопросы для пересказа:
Кто приш л к нам в гости?
Какое время года было до этого?
Чем зима накрыла землю?
Что делает метель, вьюга, ветер, мороз?
Какие подарки принесла зима?
Для чего людям нужны эти подарки?
Что такое зимние забавы?
Составление предложений по сюжетным картинам.
(дети рассматривают картины, составляют предложения, воспитатель оказывает помощь при затруднении)
Прочитать стихотворения:
Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу.
На горку – ух,
С горки – бух!
Захватывает дух! А. Прокофьев
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавички на руках,
Шапка на макушке… С. Чёрный
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой. А. Введенский
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой! О. Высотская
Пятница.
Обучение грамоте, развитие мелкой моторики.
Звуковой анализ слов по рекомендации логопеда.
Тексты для пересказа
«Полезная прогулка»
В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. Они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка.
Вопросы для пересказа:
Где лежит снег?
Куда пошли ребята?
Что они построили?
Как стали играть ребята?
Куда попал снежок?
Что заметили мальчики?
Чем накормили птиц?
Что приготовили мальчики для белочек?
Какая прогулка получилась у ребят?
«Тёплая кормушка»
Была зима. Ваня шёл из детского сада. Он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось.
Вопросы для пересказа:
Откуда шёл Ваня?
Что он нёс?
Чего не заметил Ваня?
Кто клевал пряник?
Что подумал Ваня?
* Назови, каких ты знаешь зимующих птиц.
* Скажи, кто как голос подаё т: воробей чирикает, ворона., сорока., голубь., кукушка.
Звук и буква «Э»
1. Характеристика звука «Э» : гласный (мы его поем, нет преграды во рту, обозначаем красным цветом. При звуке «Э» рот открыт, губы в слегка в улыбке, кончик языка за нижними зубами, оттянут назад; корень языка выгибается кверху.
2. «Отхлопай звук». Педагог произносит ряд звуков, как только дети слышат звук «Э» - хлопают в ладоши. На остальные звуки не реагируют.
3. Придумай слово за звук «Э». Дети должны как можно больше придумать слов на заданный звук.
4. «Где живет звук?». Определение места звука в слове (по картинкам).
5. Звуковой анализ слов: Эмма, это, поэт.