Калиновская Наталья
Картотека игр для тематической недели «Неделя родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Хороводная игра «Пузырь»
Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь
Публикация «Картотека игр для тематической недели „Неделя родного языка“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Цель: познакомить детей с новой игрой и названиями членов семьи.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши)
Игра – импровизация "Бабушка Маланья"
Цель: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)
С такими глазами,
С такими ушами,-
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)-
Целый день сидели.
На него (нее) глядели,
Делали вот так. (Повторяют за ведущим любой жест.)
Дидактическая игра " Составь картинку - матрешку"
Цель: учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).
Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.
С/р игра «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»
Цель: знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним
Материал: атрибуты мини-музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.
Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, рассматривание предметов в группе.
Содержание деятельности
Бабушка Арина встречает детей.
Бабушка Арина. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, горенка, изба, светелка.)
Хозяйка убирает с лавки рукоделие (клубки и спицы, «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.
Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)
А для чего в избе печка?
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.
Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)
На топтале был, на кружале был, На пожаре был, на базаре был, Домой пришел.
Как вы понимаете смысл поговорки?
Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Достает ухватом горшок и ставит на стол. Деты рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении.
Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).
Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга - огонь.)
Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой.)
Отгадайте-ка загадку: «Железный конь скачет в огонь». (Кочерга.)
Бабушка прощается с детьми и угощает их баранками.
Игра театрализованная «Поиграем - угадаем»
Цель: развивать внимание, воображение, находчивость.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако, он верблюд и ли.? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает Как. (Кошка.)
(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, верно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые. (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
Музыкально – дидактическая игра «Бубен» (на мотив русской народной песни)
Цель: развитие чувства ритма; эмоциональной отзывчивости на музыку.
(на мотив русской народной песни
«Как у наших у ворот»)
Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ведущий ходит перед
Ребятишек весели
детьми, встряхивает
бубен
Деточки играют
В бубен ударяют.
Хлопай - раз и
держит бубен перед
хлопай - два!
ребенком, малыш
Интересная игра.
ударяет ладошкой.
Танечка (Ванечка,.) играет,
В бубен ударяет.
Игра повторяется с другим участником
Игра малой подвижности «Зеркало»
Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
Игра – драматизация «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)
Цель: продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки; развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление; воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.
Ведущий: «Жили – были лиса и заяц. У лисы изба была ледяная, а у зайчика лубяная (Показывает с помощью мимики жестов зайчика и его домик, и также лису). Пришла весна, у лисы изба растаяла, а у зайчика стоит постарому (Убирает домик лисы).
Лиса: «Заинька, пусти меня погреться». Ребенок речью, мимикой старается показать, какая лиса хитрая. А зайчика, наоборот, ребенок показывает добрым.
Ведущий: «Лиса зашла к зайчику домой и выгнала его. Идет зайчик дорогой и плачет, а навстречу ему …Как вы думаете, ребята, кто зайчику на встречу попался?»
Дети хором отвечают: собаки.
Собаки: «Тяф – тяф – тяф! Зайка, почему ты плачешь»? З
айка им рассказывает: «У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала».
Собаки: «Не плачь, зайчик, мы ее выгоним»
Дети подходят к ширме, стучат.
Собаки: «Тяф – тяф! Уходи лиса»!
Лиса из – за ширмы кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Собаки испугались и убежали. В
Ведущий: «Опять зайчик идет и плачет.
А навстречу ему медведь»
Медведь: «Зайчик, почему ты плачешь?»
Ведущий: «Зайчик стал рассказывать свою историю»
Зайчик: «У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала».
Медведь: «Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису». Зайчик: «Не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь»!
Медведь: «Нет, выгоню»!
Дети подходят к ширме – домику, медведь начал реветь: - Уходи, лиса!
Лиса кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий: «Испугался медведь и ушел. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему бык»
Бык: «Чего плачешь, зайка»?
Зайка: «Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы изба растаяла, она попросилась ко мне и выгнала»
. Ребенок шмыгает носом, имитирует слезы.
Бык: «Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоего дома».
Зайка: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали- не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Бык: «Нет, выгоню»!
Ведущей: «Пошел бык к избе да как начал реветь».
Бык: «Уходи, лиса»!
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий огорченно: «Испугался бык и убежал. А зайчик опять плачет. Навстречу идет петух с косой».
Петух говорит бодро: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь»?
Зайчик: «Как мне не плакать, петушок! Попросилась ко мне лиса погреться, да и выгнала меня». Петушок: «Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню»!
Зайчик говорит грустно: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Петушок: «Нет, выгоню»!
Ведущий: «Подошел петушок к избе и закричал».
Петушок закричал так бойко, громко: «Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах! Хочу лису посечи, уходи лиса»!
Ведущий читает радостно: «Услышала лиса крик петушиный, испугалась. Выбежала и наутек…А петушок с зайчиком стали жить – поживать да добра наживать». Все радуются.
В конце игры можно устроить праздник, поводить хоровод. В следующей игре дети могут играть самостоятельно, воспитатель наблюдает со стороны, где нужно помогает или направляет.