Анастасия Васина
Картотека игр по развитию речи для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по развитию речи для детей второй младшей группы
Обогащение словаря.
Название игры: «Накроем стол к чаю»
Задача: обогащать словарь детей
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: Активизировать словарь. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
Оборудование: игрушечная посуда
Ход:
Публикация «Картотека игр по развитию речи для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
-Ребята, сегодня у куклы Маши День Рождения и к ней пришли гости! Мишка и зайка. Нам нужно помочь ей накрыть на стол и устроить для них чаепитие.
-Что нам для этого нужно? Давайте назовем. Правильно, нам нужны чашечки, ложки, блюдца, чайник и сладости.
-Теперь возьмите это из нашей коробочки. Когда берете что-то, говорите, как этот предмет называется.
-Какие мы молодцы! Теперь кукла Маша и ее гости могут пить чай.
Название игры: «Кто живёт во дворе?»
Задача: обогащать словарь детей
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: активизировать словарь. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.
Оборудование: карточки с изображением птиц
Ход:
-Ребятки, в птичьем дворе случилась беда! Пробежала кошка и распугала всех птиц. Давайте угадаем, какие птицы живут в этом птичьем дворе.
Целый день она гуляет,
Травку, листья разгребает.
Выйди лишь на улицу,
Там увидишь (курицу).
2. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
И зовут его? (Индюк.)
3. Я раньше солнышка встаю
И рано голос подаю.
И у меня прекрасный слух,
Я яркий, озорной (петух) .
4. Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки (гусь) .
5. Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка) .
От утки, курицы, гусыни, индюшки, убежали птенцы. Давайте поможем им найти их мам. Смотрите, у нас есть карточки с изображением птиц и их детей. Нужно поставить картинку детей и их мам рядом.
-Кто убежал от курицы? Правильно, молодцы. Цыпленок. Что он делает на картинке?
- А кто убежал от гусыни? Правильно. Гусёнок. Что он делает?
- Кто убежал от утки? Правильно, утенок.
-Какие вы молодцы, всех деток вернули их мамам.
Название игры: «Чудесный мешочек»
Задача: обогащать словарь детей
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: Активизировать словарь. Учить ребенка выделять и называть признаки предмета.
Ход:
-Ребята, вы только посмотрите, что я принесла. Этот мешочек не простой, он волшебный. В нем для вас есть подарки. Но чтобы их получить, нужно хорошенечко их описать. Рассказать, какие они. Смотрите, как я делаю.
-Я достала грушу. Она желтая, сладкая, вкусная, сочная, спелая.
- Ребятки, груша какая? Хорошо, молодцы. А теперь Маша попробует достать что-нибудь из мешочка. Тебе попался зайчик. Какой он? Правильно, он мягкий, пушистый, белый, маленький. Хорошо…
Название игры: «В гостях у матрешек»
Задача: обогащать словарь детей
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: Активизировать словарь. Учить ребенка обращать внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу.
Ход:
-Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в гости к матрешкам. Смотрите. Одна матрешка большая, а другая маленькая.
-Матрешки приглашают пойти погулять. Большая матрешка пошла по широкой дороге, а маленькая матрешка по узкой дороге.
-Вдруг начался дождь, большая матрешка взяла большой зонтик, а маленькая матрешка? Правильно, маленький зонтик.
Дождик закончился, они пришли домой, стали рисовать. Большая матрешка взяла длинный карандаш, а маленькая взяла короткий карандаш.
Большая матрешка нарисовала большой мяч? Правильно, большой, а маленькая, какой мяч нарисовала? Да, маленький.
-Потом матрешки стали пить чай. Какую чашку возьмет большая матрешка? (Большую чашку).
-Какую чашку возьмет маленькая матрешка? (Маленькую чашку).
-Наступил вечер, и матрешки легли спать, большая матрешка кладет одежду в большой шкаф, а маленькая матрешка в какой шкаф?
-Какая кровать у большой матрешки, а какая у маленькой?
-Какие слова мы сегодня узнали? (Большая, маленькая, узкая, широкая, длинный, короткий.)
- Какие вы молодцы ребята, всё знаете!
Название игры: «Назови одним словом»
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: Активизировать словарь. Формировать представление у ребенка об обобщающих словах.
Задача: обогащать словарь детей
Оборудование: карточки с изображением мебели, игрушек, посуды.
Ход:
- Ребятки, давайте вспомним, на чем спали матрешки? Куда они складывали свою одежду? На чем они сидели, когда рисовали?
-Кровать, шкаф, стул – это мебель.
-Шкаф, кровать, стул - как назвать эти предметы одним словом? (Мебель).
-Какая мебель у вас дома? Здорово, как много названий вы знаете.
- А теперь сели матрешки за стол. Там стоят чашки, блюдца, ложки – это посуда. Какая посуда у нас на кухне? Правильно, чайник, тарелки, вилки. Молодцы.
-Наши матрешки любят играть. Что им для этого нужно? Правильно, игрушки. Назовите, какие игрушки вы знаете? Какие у вас любимые игрушки?
Формирование грамматического строя речи.
Название игры: «Назови ласково»
Задача: формировать грамматический строй речи
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры:
- Ребятки, сегодня мы с вами поиграем в мяч. Вашей задачей будет его поймать, а потом вернуть мне, но не просто так. Я буду говорить вам фразу. Например: «Кошка пушистая», а вы должны назвать ее ласково, чтобы ей было приятно. Значит, вы должны мне кинуть мяч и сказать «Кошка пушистенькая»
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Ворона черная - вороненок черненький
Щенок рыжий- щеночек рыженький
Волк зубастый- волчонок зубастенький
И т. д
- Какие молодцы, всех ласково научились называть!
Название игры: «Близкие слова»
Задача: формировать грамматический строй речи
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Оборудование: Фишки.
Ход игры:
- Ребятки, сегодня мы поиграем в игру, где нужно будет придумать разные красивые слова про осень. За каждое слово я буду давать вам фишку. Кто скажет больше всего слов и у кого будет больше всех фишек, тот победил в этой игре. Давайте попробуем.
Осенью дни пасмурные… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно… пасмурно, ветрено…
- Вот какие вы молодцы, сколько разных красивых слов знаете!
Название игры: «Доскажи словечко»
Задача: формировать грамматический строй речи
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Оборудование: фишки
Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
Название игры: «Объясните почему…»
Задача: формировать грамматический строй речи
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Оборудование: фишки
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, о котором говорится в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл)
Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно)
Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло)
Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
Название игры: «Кто где живет»
Задача: формировать грамматический строй речи
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Оборудование: Картинки с изображением животных и их домиков
Ход игры:
-Ребята, в лесу был сильный ураган, все перепуталось, зверюшки потеряли свои дома и не могут вспомнить, как они называются. Давайте поможем вернуть зверятам домики?
-Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мне ответьте, кто где живет.
Лиса живёт в норе.
Заяц живет в …
Медведь зимует в…
Волк живёт в …
Белка живёт в …
Ёжик живёт в …
- Какие мы молодцы! Помогли всем зверям вернуться домой.
Развитие связной речи
Название игры: «Выполни команду!»
Задача: развивать связную речь
Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки.
Оборудование: игрушки, флажки
Ход игры:
Воспитатель предлагает определить группе детей выполнить какие-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде принадлежащих им игрушек.
-Сейчас я буду давать команды, но выполнять их будут не все дети, а только те, про которых я скажу. Будьте внимательны!
-Пусть ко мне подойдут только дети в белых носочках!
-Подпрыгните, дети с синими флажками!
-Покружитесь, девочки с красными флажками!
И т. д.
Название игры: «Кто больше увидит и назовет?»
Задача: развивать связную речь
Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки игрушки.
Оборудование: разноцветные ленточки.
Ход игры:
- У нас в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас нужно будет сказать, что есть у Оли. Какое платье, носочки, туфельки, волосы, глазки. Оля будет раздавать ленточки. Кто первый соберет ленточки всех цветов, тот сможет собрать радугу, значит тот и победит.
Я говорю: «У Оли светлые волосы». Оля дает мне голубую ленточку. А теперь вы расскажите про Олю.
(При затруднении воспитатель подсказывает детям, о чем еще можно сказать)
-Скажи про Олины глазки, носочки и т. д.».
(В ходе игры воспитатель должен следить за правильным согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.)
Название игры: «Что напутал Буратино?»
Задача: развивать связную речь
Цель: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их.
Оборудование: буратино и утенок
Ход игры:
-Буратино пришел со своим другом утенком. Он хочет показать, как он научился рассказывать. Давайте послушаем.
-У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!»
- Все ли правильно рассказал Буратино? Что он напутал?
(Дети замечают неточности описания, исправляя Буратино, дают правильные названия отдельных признаков игрушек.)
- Поросенок говорит «Гав!»
- Кошка говорит «Хрю»
-Петух кричит «Муу»
Название игры: «Разложи картинки»
Задача: развивать связную речь
Цель: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть.
Оборудование: картинки
Ход игры:
-Детям дают две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; стирает и вешает белье).
Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку.
Название игры: «Кто что умеет делать?»
Задача: развивать связную речь
Цель: Научить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Оборудование: картинки с изображением животных
Ход игры:
Воспитатель называет или показывает животное, дети называют его действия. Например, так:
Белочка – скачет, прыгает, грызет орехи.
Кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком.
Собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Зайчик – прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
Воспитание звуковой культуры речи
Название игры: «Надуваем воздушный шарик»
Задача: воспитывать звуковую культуру речи
Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.
Ход игры:
Вот как шарик надуваем!
И рукою проверяем.
(Делают вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем!
Дышим легко…ровно…глубоко…
Название игры: «Мельница».
Задача: воспитывать звуковую культуру речи
Цель: тренировать навык правильного носового дыхания: формировать ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы лица.
Ход игры:
-Собрались однажды ветры со всех концов мира и решили выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить, какой ветер дует сильнее.
Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать, как правильно надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья вертушка вертится дольше.
Название игры: «У куклы болят зубы»
Задача: воспитывать звуковую культуру речи
Цель: обучать правильному произношению звуков «а» и «о».
Оборудование: кукла, игрушечная аптечка
Ход игры:
Воспитатель показывает ребёнку куклу, матрёшек и рассказывает: -Смотрите, в гости к матрёшкам идет кукла Ляля. Она стонет: «О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?
Ребёнок произносит: «О-о-о, о-о-о».
Сейчас полечим зуб и Ляля перестанет плакать. Зуб вылечили, давай укачаем куклу, она, наверное, хочет спать. «А-а-а, а-а-а, а-а-а». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрёшки. Ребёнок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрёшка «просит» повторить, как стонала Ляля.
Взрослый следит, чтобы ребёнок произносил звук «О», округляя губы.
Название игры: «Дует ветерок»
Задача: воспитывать звуковую культуру речи
Цель: упражнять детей в произнесении звука [ш].
Оборудование: -
Ход игры:
Дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», слегка раскачивают руками (деревья) и произносят звук [ш] (шелестят листочками).
Название игры: «Воробушек, лети!»
Задача: воспитывать звуковую культуру речи
Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: бумажные воробушки, стойки, шнур (веревочка / скакалка)
Ход игры:
Дети стоят у натянутого шнура между стойками. Воспитатель говорит: «Стайка воробышков прилетела к нам. Посмотрите, как они летают! (Дует на бумажных воробышков на нитках). А теперь вы подуйте.