светлана игонина
Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников
Развитие слухового внимания при различении сходных по звучанию звуков
Устные задания
1. Повторить цепочку слогов
Ша-са-ша са-ша-ша-са со-со-со-шо
Игра «Незнайка перепутал»
Педагог говорит детям, что получил письмо от Незнайки, в котором тот перепутал слова. Детям необходимо исправить ошибку, поменяв слова, отличающиеся одним звуком и повторить предложения правильно.
Папа красит крысу. Кошка поймала крышу.
2. Заменить первый звук в слове на другой, оппозиционный, чтобы получилось новое слово.
душ (туш, точка (дочка, дам (там)
3. Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук (или слог)
Необходимо вставить Г или К:_ошка (кошка, _уры (куры, рабли (грабли)
Письменные задания
1. Вставить вместо пропусков одну из 2-х заранее заданных букв и записать слова в 2 столбика
_аяц, поя_, _анки, ко_а
з с
заяц пояс
коза санки
2. Придумать и записать в первый столбик слова с одним заданным звуком, во второй столбик с другим звуком.
Развитие фонематического анализа
(определение наличия или отсутствия заданного звука)
Устные задания
1. Угадать какой звук повторяется в ряде картинок или названных слов:
кот, тест, бегемот, март – звук т
2. Отобрать картинки с заданным звуком.
3. Повторить из названного предложения, (цепочки слогов) только те слова (слоги, в которых есть заданный звук:
Зимой Захар охотился с ружьем на зайцев: Зимой, Захар, зайцев
Игра «Звук спрятался»
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети хлопают, когда слышат или видят слова с заданным звуком
Игра «Запрещенная буква»
Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Детям задают простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.
Запрещена бука Щ.
Как называется детеныш собаки? – маленькая собачка
Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? – полезная еда
Письменные задания
1. Выписать из предложений или ряда слов только те слова, в которых встречается заданный звук
2. Выписать из диктуемых или записанных на доске слов слог, в котором есть заданный звук.
3. Составить из данных слов предложение, записать, заданный звук выделить другим цветом и подчеркнуть.
Тропинка, по, быстро, Катя, бежать
Катя быстро бежала по тропинке.
Развитие фонематического синтеза
(подбор слогов слов и предложений с заданным звуком)
Игра «Кто больше»
1. Подобрать (или записать) названия овощей, цветов, животных…или просто слова на заданный звук.
За каждое слово ребенку (или команде) дается фишка. Кто наберет больше – побеждает.
Игра «Кто длиннее»
Составить предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук. Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.
Кирилл купил Кате коробку красивых карандашей
Игра «Королевская буква»
Выбирается любая буква, которая будет королевой. Ведущий задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.
Королева – буква М.
Где ты был? - в магазине.
С кем? – с мартышкой.
Что ты там покупал? – мармелад.
Игра «Города»
Назвать слово, которое начинается на последний звук названного слова. Подбирается любая тема (города, растения, пища и т. д.). Дети называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры. Оставшиеся побеждают.
Установление количества месторасположения
и последовательности звуков в слове
Устные задания
1. Определить где находится заданный звук в слове (в начале, в середине или в конце, отгадав загадку, посмотрев на картинку или прослушав слово.
2. Поднять цифру соответствующую: - количеству звуков в слове,
- количеству гласных,
- количеству согласных.
3. Повторить только гласные (согласные) из названного слова.
4. Определить, каким по счету является звук в названном слове, в каком по счету слоге встречается.
5. Определить между какими звуками находится заданный звук в том или ином слове.
Игра «Буквы рассыпались»
Называются буквы в любой последовательности. Учащиеся находят эти буквы в разрезной азбуке и пытаются расставить их в нужном порядке, чтобы получилось слово.
Игра «Кубик»
Дети по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв, соответствующего выпавшему числу.
Игра «Живые слова»
Детям прикрепляются к одежде буквы. Взрослый называет слово.
Учащиеся, у которых есть буквы, входящие в состав названного слова, выстраиваются слева-направо так, чтобы можно было прочесть слово.
Игра «Печатная машинка»
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Логопед называет слово, а дети должны хлопать в том порядке, в котором следуют буквы в названном слове.
Письменные задания
1. Придумать и записать слова в 3 столбика, чтобы заданная буква была:
а) в начале, б) в середине, в) в конце
2. Придумать и записать слова с буквой С
собака каска нос
сом рисунок укус
сумка воск автобус
3. Дописать к данным словам по одной букве так, чтобы получилось слово с другим значением
кот, мех, кол (крот, смех, укол)
4. Восстановить и записать слова с пропущенными гласными (из 2-х, 3-х открытых слогов)
м_л_к_ молоко
м_ш_н_ машина
р_к_ рука
Игра «Слово рассыпалось»
Ведущий сообщает детям, что карета, в которой ехали слова (обозначающие фрукты, животных и т. д.) перевернулась и буквы поменялись местами. «Рассыпанные» слова записываются на доске. Побеждают те дети, которые быстрее всех восстановят и запишут слова (Приложение №1)
Рассыпались продукты питания:
упс – суп
токомп – компот
тсаал – салат
2.2. Развитие лексико-грамматического строя речи
Работа над лексико-грамматическим строем речи включает в себя задания по следующим направлениям:
- усвоение слова как лексической единицы языка и грамматической единицы
предложения;
- расширение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
Усвоение слова как лексической единицы языка
и грамматической единицы предложения
Устные задания
Игра «Волшебные ножницы»
Детям раздаются на карточках предложения из 3-5 слов. Необходимо разрезать предложения на слова, поменяться с соседом, собрать из полученных слов предложение и зачитать его. Далее слова разрезаются на слоги, затем слоги на буквы. Каждый раз ребенок, выполняющий задание первым, получает призовую фишку.
Игра «Поймай слово»
Учащиеся хлопают в ладоши только тогда, когда услышат слово, а не набор звуков:
Кот бакуса корова кол пул бокренок
Игра «Кто это? Что это?»
Детям показываются картинки с одушевленными и неодушевленными предметами. Необходимо задать вопрос: «Что это?» или «Кто это?». Если вопрос задан правильно, картинка остается у ребенка.
Письменные задания
1. Записать букву, слог с этой буквой, слово с этим слогом, предложение с придуманным словом.
Р, ра, радио, В нашем доме играет радио.
2. Придумать самое короткое и самое длинное слово (баллы подсчитываются вычитанием из большого слова маленького, по количеству букв).