Папки-передвижки

Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников

светлана игонина
Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников

Развитие слухового внимания при различении сходных по звучанию звуков

Устные задания

1. Повторить цепочку слогов

Ша-са-ша са-ша-ша-са со-со-со-шо

Игра «Незнайка перепутал»

Педагог говорит детям, что получил письмо от Незнайки, в котором тот перепутал слова. Детям необходимо исправить ошибку, поменяв слова, отличающиеся одним звуком и повторить предложения правильно.

Папа красит крысу. Кошка поймала крышу.

2. Заменить первый звук в слове на другой, оппозиционный, чтобы получилось новое слово.

душ (туш, точка (дочка, дам (там)

3. Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук (или слог)

Необходимо вставить Г или К:_ошка (кошка, _уры (куры, рабли (грабли)

Письменные задания

1. Вставить вместо пропусков одну из 2-х заранее заданных букв и записать слова в 2 столбика

_аяц, поя_, _анки, ко_а

з с

заяц пояс

коза санки

2. Придумать и записать в первый столбик слова с одним заданным звуком, во второй столбик с другим звуком.

Развитие фонематического анализа

(определение наличия или отсутствия заданного звука)

Устные задания

1. Угадать какой звук повторяется в ряде картинок или названных слов:

кот, тест, бегемот, март – звук т

2. Отобрать картинки с заданным звуком.

3. Повторить из названного предложения, (цепочки слогов) только те слова (слоги, в которых есть заданный звук:

Зимой Захар охотился с ружьем на зайцев: Зимой, Захар, зайцев

Игра «Звук спрятался»

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети хлопают, когда слышат или видят слова с заданным звуком

Игра «Запрещенная буква»

Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Детям задают простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

Запрещена бука Щ.

Как называется детеныш собаки? – маленькая собачка

Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? – полезная еда

Письменные задания

1. Выписать из предложений или ряда слов только те слова, в которых встречается заданный звук

2. Выписать из диктуемых или записанных на доске слов слог, в котором есть заданный звук.

3. Составить из данных слов предложение, записать, заданный звук выделить другим цветом и подчеркнуть.

Тропинка, по, быстро, Катя, бежать

Катя быстро бежала по тропинке.

Развитие фонематического синтеза

(подбор слогов слов и предложений с заданным звуком)

Игра «Кто больше»

1. Подобрать (или записать) названия овощей, цветов, животных…или просто слова на заданный звук.

За каждое слово ребенку (или команде) дается фишка. Кто наберет больше – побеждает.

Игра «Кто длиннее»

Составить предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук. Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.

Кирилл купил Кате коробку красивых карандашей

Игра «Королевская буква»

Выбирается любая буква, которая будет королевой. Ведущий задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

Королева – буква М.

Где ты был? - в магазине.

С кем? – с мартышкой.

Что ты там покупал? – мармелад.

Игра «Города»

Назвать слово, которое начинается на последний звук названного слова. Подбирается любая тема (города, растения, пища и т. д.). Дети называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры. Оставшиеся побеждают.

Установление количества месторасположения

и последовательности звуков в слове

Устные задания

1. Определить где находится заданный звук в слове (в начале, в середине или в конце, отгадав загадку, посмотрев на картинку или прослушав слово.

2. Поднять цифру соответствующую: - количеству звуков в слове,

- количеству гласных,

- количеству согласных.

3. Повторить только гласные (согласные) из названного слова.

4. Определить, каким по счету является звук в названном слове, в каком по счету слоге встречается.

5. Определить между какими звуками находится заданный звук в том или ином слове.

Игра «Буквы рассыпались»

Называются буквы в любой последовательности. Учащиеся находят эти буквы в разрезной азбуке и пытаются расставить их в нужном порядке, чтобы получилось слово.

Игра «Кубик»

Дети по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв, соответствующего выпавшему числу.

Игра «Живые слова»

Детям прикрепляются к одежде буквы. Взрослый называет слово.

Учащиеся, у которых есть буквы, входящие в состав названного слова, выстраиваются слева-направо так, чтобы можно было прочесть слово.

Игра «Печатная машинка»

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Логопед называет слово, а дети должны хлопать в том порядке, в котором следуют буквы в названном слове.

Письменные задания

1. Придумать и записать слова в 3 столбика, чтобы заданная буква была:

а) в начале, б) в середине, в) в конце

2. Придумать и записать слова с буквой С

собака каска нос

сом рисунок укус

сумка воск автобус

3. Дописать к данным словам по одной букве так, чтобы получилось слово с другим значением

кот, мех, кол (крот, смех, укол)

4. Восстановить и записать слова с пропущенными гласными (из 2-х, 3-х открытых слогов)

м_л_к_ молоко

м_ш_н_ машина

р_к_ рука

Игра «Слово рассыпалось»

Ведущий сообщает детям, что карета, в которой ехали слова (обозначающие фрукты, животных и т. д.) перевернулась и буквы поменялись местами. «Рассыпанные» слова записываются на доске. Побеждают те дети, которые быстрее всех восстановят и запишут слова (Приложение №1)

Рассыпались продукты питания:

упс – суп

токомп – компот

тсаал – салат

2.2. Развитие лексико-грамматического строя речи

Работа над лексико-грамматическим строем речи включает в себя задания по следующим направлениям:

- усвоение слова как лексической единицы языка и грамматической единицы

предложения;

- расширение активного и пассивного словарного запаса;

- развитие навыков словоизменения и словообразования;

Усвоение слова как лексической единицы языка

и грамматической единицы предложения

Устные задания

Игра «Волшебные ножницы»

Детям раздаются на карточках предложения из 3-5 слов. Необходимо разрезать предложения на слова, поменяться с соседом, собрать из полученных слов предложение и зачитать его. Далее слова разрезаются на слоги, затем слоги на буквы. Каждый раз ребенок, выполняющий задание первым, получает призовую фишку.

Игра «Поймай слово»

Учащиеся хлопают в ладоши только тогда, когда услышат слово, а не набор звуков:

Кот бакуса корова кол пул бокренок

Игра «Кто это? Что это?»

Детям показываются картинки с одушевленными и неодушевленными предметами. Необходимо задать вопрос: «Что это?» или «Кто это?». Если вопрос задан правильно, картинка остается у ребенка.

Письменные задания

1. Записать букву, слог с этой буквой, слово с этим слогом, предложение с придуманным словом.

Р, ра, радио, В нашем доме играет радио.

2. Придумать самое короткое и самое длинное слово (баллы подсчитываются вычитанием из большого слова маленького, по количеству букв).

Публикации по теме:

Дидактическая игра-ходилка для развития речи у старших дошкольников и младших школьников «Море букв»Дидактическая игра-ходилка для развития речи у старших дошкольников и младших школьников «Море букв» Основа данной игры изготовлена из ткани. На основу последовательно пришиты буквы из вискозы. Дорожка из букв полностью повторяет алфавит,.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 09:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по развитию письменной речи у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем светлана игонина (УИ 87739) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД