Дина Понибратец
Картотека игр по питанию
«Азбука питания».
Цели: учить детей так подбирать блюда для своего рациона, чтобы еда была не только вкусной, но и полезной; упражнять детей в составлении меню для себя с учетом полезности продуктов и содержанию в них витаминов.
Наглядный материал: изображение стола, на котором нарисованы пустые тарелки, ваза и другие столовые приборы; картинка с изображением мальчика, который выглядит здоровым и другого ребенка, толстого, неуклюжего; предметные картинки с изображением продуктов, овощей, фруктов, печенья, бананов, огурцов, конфет и рыбы и др.
Публикация «Картотека игр по питанию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель предлагает детям составить меню для себя, подбирая продукты с учетом их полезности и содержанию в них витаминов.
2 вариант. Предложить детям подобрать продукты для питания здорового мальчика (правильное питание, полного мальчика (неправильное питание).
«Шеф повар».
Цели: учить детей подбирать продукты для традиционных русских блюд, составлять рецепты таких блюд, как щи, уха, окрошка, каши; упражнять детей в составлении рецептов различных блюд.
Наглядный материал: большие карточки с изображением кастрюль с надписями блюд «щи», «каша», «уха», «окрошка», маленькие карточки с изображением продуктов питания : соль, рыба, огурец, вода, морковь и др.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить рецепт блюд. Объясняет, как это можно сделать. Дети укладывают карточки с нужными продуктами на большие карточки.
Щи - вода, молоко, чай, картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис, соль, сахар, майонез, сметана.
Уха – вода, лимонад, квас, рыба, мясо, соль, перец, сахар, горчица, огурец, картофель, морковь, помидор.
Окрошка – вода, квас, ряженка, картофель, огурец, помидор, морковь, лук, редис, вареное яйцо, сухари, сметана, хрен, горчица.
Гречневая каша – вода, молоко, макароны, рис, пшено, гречка, соль, сахар, масло растительное, масло сливочное.
Назови, одним словом
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты.
Ход игры: карточки с изображением овощей и фруктов. Игровая ситуация «Что растет в саду, в огороде»
Вариант. Расскажи, какой овощ, фрукт ты любишь больше всего? Почему?
Наглядный материал: муляжи овощей и фруктов.
«Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
«Наглядный материал» : картинки с изображением овощей.
Ход игры. Дети должны назвать продукты,которые можно употреблять в сыром виде, а затем, что нельзя. Воспитатель дает образец ответа : «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
«Где растет каша».
Цель: дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.
Наглядный материал: пробирки и прозрачные полиэтиленовые кармашки с
разными видами круп, иллюстрации растений соответствующие видам круп. Ход игры: Определить какое растение подарило нам гречку (рис, манку, гречку, пшено и т. д.). Рассказать, что из нее можно приготовить.
Варианты:
1. Разбери смешанные крупы по сортам.
2. Определи крупу на ощупь.
3. Составь мозаику из круп.
«Кто больше назовет блюд».
Цель: Учить незамедлительно отвечать на вопрос, развивать в внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.
«Накроем стол для кукол».
Цель. Совершенствовать умения детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Наглядный материал: игрушечная посудка.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
«Чашки – ложки».
Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка).
Наглядный материал: столовые приборы.
«Научим куклу Катю накрывать на стол».
Цель: Совершенствовать умения детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.
Наглядный материал: столовые приборы.
«Напоим Катю чаем».
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.
Наглядный материал: детский чайный сервиз.
«Маша обедает».
Цель: Закрепить у детей знания о предметах сервировки.
Наглядный матеиал: столовые приборы.
«Будем кашу варить, будем Машу кормить».
Цель: Обучать детей правильно пользоваться ложкой.
«Кормление кукол».
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)
«Красивые салфеточки для трех поросят».
Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.
Наглядный материал: салфетки, столовые приборы.
Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.
«Во фруктовом царстве, овощном государстве».
Цель: дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе. Познакомить с историей появления на Руси овощей и фруктов.
Наглядный материал: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и других продуктов имитация трона-рамки.
Ход игры: Составить монолог героев-фруктов, овощей. Создание игровой ситуации «Расскажи все о себе».
«Покормим зверей салатом».
Цель:-закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
-нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;
-перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.
Наглядный материал: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.
Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.
В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.
Рифмовка: Я сегодня не скучаю,
Всех салатом угощаю.
Звери на пеньке сидят
И салатик мой едят.
Ребенок должен приготовить "салат" :
· нарезать пластилиновые овощи;
· сложить их в салатницу;
· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
· угостить зверей салатом.
«Чай для кукол».
Цель:
-закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
-обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
-закреплять знание «чайной церемонии» : вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.
Наглядный материал: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.
Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.
Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.
Рифмовка: Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.
«Грибники».
Цель: воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Дать понятие о разнообразии блюд приготовленных из грибов. Знания о специфике заготовки впрок, развивать умение различать грибы съедобные и ядовитые.
Наглядный материал: изображения грибов.
Ход игры: набор картинок, плоскостные модели посуды. Игровая ситуация «Заготовка грибов», «В лес по грибы».
Кто в домике живет?
Цель: дать знания о компонентах составляющих пищевые продукты:
жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их роль в жизни человека.
Ход игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за окошечками наклеены предметные картинки продуктов питания. Рассматривание картинок, разрешение проблемных ситуаций по заданию воспитателя.
Вариант 1. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием: белки, жиры, углеводы, витамины.
Вариант 2. Рассмотри картинки, скажи к какой группе полезных веществ они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней написано.
Вариант 3. Предложить решить проблемные ситуации:
- Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты?
- Будет мало есть каши и хлеба?
- Будет много есть сладостей?
Витаминный домик
Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о витаминах, содержащихся в пище.
Ход игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за которыми написаны буквенные обозначения витаминов. По названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится.
Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет.
«Накормим куклу кашей».
Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.
Наглядный материал: столовые приборы.
«Мы готовимся к обеду».
Цель:
-знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;
-учить правильно и красиво накрывать на стол;
-учить кукол культуре поведения за столом.
«Угостим Катю обедом».
Цель:
-сервировка стола для обеда куклы Кати;
-сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их
назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.
Наглядный материал: столовые приборы.
«У куклы Кати день рождения».
(Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)
Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.
Наглядный материал: столовые приборы.