Буранова Светлана Николаевна
Картотека игр по ФЭМП для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Количество
1. Убери лишнее.
Цель: развитие мышления, умения выделять основные признаки предметов, группировать предметы по двум признакам.
Описание: Детям необходимо среди нескольких кубиков, например, одного цвета, найти кубик отличный от остальных.
Материалы: кубики разного цвета и формы.
2. Продолжи ряд.
Цель: развитие логического мышления, умения составлять ряд предметов с учетом определенной закономерности, называть признаки предметов.
Публикация «Картотека игр по ФЭМП для второй младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Описание: Перед детьми выложен ряд из кубиков (например, все кубики одинаковой формы, но отличаются по цвету: синий, синий, красный, синий, синий, красный и т. д.). Детям необходимо назвать предметы, их форму, воспитатель обращает внимание на порядок расположения предметов. Спрашивает, какой кубик надо расположить следующим и почему.
Материалы: кубики разного цвета и формы.
3. Что изменилось.
Цель: развитие мышления, памяти, речи.
Описание: Детям предлагается рассмотреть последовательность кубиков и запомнить их расположение. Затем воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает один кубик. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь кубик прячут по очереди дети.
Материалы: кубики разного цвета и формы.
4. Цветы для мамы.
Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Описание: Приглашаем детей на поляну с цветами, уточняем, сколько цветов на поляне (много). Предлагаем взять по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него цветов. «Давайте сложим все цветы в корзинку. Сколько ты положил, Даня? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало цветов в корзинке? (много) По сколько цветов осталось у вас? (ни одного).
Материалы: корзинка, цветы.
Величина
1. Три предмета.
Цель: Развитие умения соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Описание: Воспитатель вместе с детьми рассматривает три различных по величине квадрата. Идет обсуждение: какой квадрат большой, какой поменьше, какой самый маленький. Воспитатель просит показать детей большой квадрат, средний и маленький. Далее воспитатель просит построить из квадратов башню, расположив их соответствующим образом.
Материалы: Три квадрата (круга, треугольника) разной величины.
2. Веселые матрешки.
Цель: развитие умения различать и сравнивать предметы разной величины.
Описание: Дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд)». Давайте познакомимся с ними! Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? В конце необходимо собрать матрешки в одну.
Материалы: комплект матрешек.
3. Что длиннее (игра с мячом).
Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.
Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детей, начинает фразу: «Сапоги длинные, а ботинки….» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю. Гольфы длинные, а носки (короткие) Платье длинное, а юбка… (короткая) Шорты короткие, а брюки … У футболки рукава короткие, а у рубашки …
Материалы: мяч.
Форма
1. Найди предмет.
Цель: формировать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Описание: Дети стоят полукругом. Перед ними расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «К кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит мяч к следующему ребенку и предлагает другую форму и т. д.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, мяч.
2. Волшебный мешочек.
Цель: развивать интерес у детей к геометрическим фигурам и уметь находить на ощупь, определять геометрическую фигуру, называть ее.
Описание: Воспитатель показывает детям красивый мешочек и предлагает им узнать, что в нем находится. Дети по очереди на ощупь определяют, какую фигуру они сейчас достанут из мешочка.
Материалы: мешочек, блоки Дьеныша.
3. Что изменилось.
Цель: различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, развивать мелкую моторику.
Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры расположенные на магнитной доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Материалы: набор геометрических фигур.
Ориентировка в пространстве
1. Сделай из фигур домик.
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по величине, уточнять пространственные представления, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Описание: Воспитатель предлагает детям стать строителями, чтоб построить город. Каждый будет работать отдельно, делает дом, какой хочет. Сажает возле дома дерево. Дети «строят» из геометрических фигур. Воспитатель спрашивает: «Что выше? Что ниже? С какой стороны дерево?
Материалы: наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера.
2. Украсим платок.
Цель: Развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, ориентироваться на листе бумаги: сверху-снизу, справа-слева.
Описание: Воспитатель предлагает детям украсить белый платок красными и синими цветами, геометрическими фигурами по образцу.
Материалы: белые квадраты из бумаги, набор бумажных цветов (красных и синих) или геометрических фигур.
3. Игра с флажками.
Цель: развивать умение различать правую и левую руку, направление: от себя - к себе, вверх- вниз, направо - налево, впереди - сзади, развивать умение сравнивать, обобщать.
Описание: Воспитатель предлагает поиграть с флажками. Дети берут флажки в правую и левую руку, меняют флажки в правой и левой руках. Прячут за спину, вытягивают вперед, вверх.
Материалы: флажки 2 цветов.
Ориентировка в пространстве
1. Наш день.
Цель: закрепить представление о частях суток, формировать умение правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Описание: Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие «кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.
Материал: Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
2. Закончи предложение.
Цель: закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Описание: Дети сидят полукругом, воспитатель катит мяч по очереди каждому ребенку и предлагает закончить предложения.
Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером).
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).
Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем).
Солнышко светит днем, а луна … (ночью, и т. п.
Материалы: мяч.