Ольга Ушенкова
Картотека игр по формированию позитивной социализации детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хороводные игры
• «Большие и маленькие ножки».Цель. Учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
• «В нашей группе».Цель. Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе, знакомство детей друг с другом.
• «Флажок».Цель. Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.
• «По ровненькой дорожке».Цель. Учить выполнять движения по тексту.
Публикация «Картотека игр по формированию позитивной социализации детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• «Раздувайся, пузырь!».Цель. Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
• «Каравай». Цель. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
• «Снежок». Цель. Учить детей согласовывать движения со словами песни, создание хорошего настроения.
• «Матрешки». Цель. Развитие чувства ритма, координации движений, снятие эмоционального напряжения.
• «Медведь». Цель. Развитие слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми.
• «Ровным кругом». Цель. Развитие позитивного взаимодействия с детьми, учить подражать действиям взрослого.
• «Зайка». Цель. Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
• «Затейники». Цель. Развитие внимания, продолжать учить повторять движения другого ребенка.
• «Карусели». Цель. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
• «Водят пчелы хоровод». Цель. Продолжать учить выполнять соответствующие движения по тексту.
• «Тишина». Цель. Развитие равновесия, снятие эмоционального напряжения.
• «Кошки – мышки». Цель. Развитие пространственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо).
Игры – ситуации
• «К нам пришел Мишка».Цель. Закреплять умение детей называть свое имя. Учить ориентироваться в помещениях группы; развивать представление о положительных сторонах детского сада; воспитывать умение действовать самостоятельно.
• «Встреча с Петрушкой». Цель. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек; развивать внимание и память; воспитывать умение играть не ссорясь.
• «Звери хотят гулять». Цель. Учить детей одеваться в определенной последовательности; развивать чувство эмпатии по отношению к зверятам; воспитывать отзывчивость, чувство заботы.
• «Звери встречают Новый год». Цель. Приобщать детей к подготовке новогоднего праздника, учить следить за сюжетом спектакля, вызвать положительные эмоции.
• «Кукла Маша поет и танцует». Цель. Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими эмоциональное состояние людей; развивать умение играть не ссорясь; воспитывать интерес в игре со сверстниками.
• «Мама согревает». Цель. Вызвать у детей доброе отношение к сюжету игры; вовлекать в игру – импровизацию, учить соответствовать образу роли.
• «Солнечные зайчики». Цель. Развивать воображение детей; побуждать к двигательной активности и самостоятельности в импровизации.
• «Дождик, пуще». Цель. Развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма; побуждать к пляске.
• «У нас в гостях котенок». Цель. Формировать элементарные представления об изменении социального статуса (взрослении) ребенка в связи с началом посещения детского сада; развивать чувство эмпатии по отношению друг к другу; воспитывать положительное отношение к окружающему.
• «К нам в гости пришла лисичка». Цель. Учить употреблять слово «спасибо»; развивать доброжелательность по отношению друг к другу; воспитывать умение играть не ссорясь.
• «К нам пришла бабушка».Цель. Формировать у ребенка уверенность в том, что его любят, как и всех остальных детей, учить употреблять слово «спасибо»; развивать представление о положительных сторонах детского сада; воспитывать положительное отношение к общению с педагогом. Обогащать словарь детей словом «бабушка», учить проявлять заботу к бабушке; развивать интерес детей к своим близким; воспитывать доброжелательное отношение к бабушке.
• «Котик принес мешочек».Цель. Формировать у ребенка уверенность в том, что его любят, как и всех остальных детей, учить употреблять слово «спасибо»; развивать представление о положительных сторонах детского сада; воспитывать положительное отношение к общению с педагогом.
• «Возьмем котенка на прогулку».Цель. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду; доброжелательное отношение друг к другу; развивать умение ориентироваться на участке детского сада; воспитывать желание общаться друг с другом и воспитателем.
• «Встреча с зайчиком на участке».Цель. Побуждать узнавать зайчика в игрушке и называть его; развивать способность ориентироваться на участке детского сада; воспитывать отзывчивость.
• «Игрушки загрустили». Цель. Формировать умение взаимопомощи; развивать доброжелательное отношение; создание радостного настроения у детей.
• «Кукла заболела».Цель. Побуждать детей играть вместе, не ссорясь; развивать активность детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
• «Плывут кораблики».Цель. Развивать речь детей, побуждать в вхождение в роль, учить действовать в импровизации самостоятельно.
Подвижные игры.
• Проползти в воротца. Цель. Совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению, учить проползать под дугой, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади.
• «Догони мяч». Цель. Совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.
• «По тропинке». Цель. Учить ходить друг за другом, не наталкиваясь.
• «Догоните меня». Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь, упражнять детей в беге в прямом направлении.
• «Птичка». Цель. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызвать радость от общения со взрослыми.
• Игра малой подвижности «Кто спрятался?». Цель. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
• «Поезд». Цель. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
• «Наседка и цыплята». Цель. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его; развивать внимание; поддерживать самостоятельность в действиях.
• «Солнышко и дождик». Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
• «Кто тише?». Цель. Учить детей ходить (всей группой) на носочках.
• «Воробушки и автомобиль». Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• «Птички летают». Цель. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогать друг другу.
• «Зайка беленький сидит». Цель. Упражнять детей в подпрыгивании, хлопании в ладоши, убегании, услышав последние слова текста, развивать быстроту движений, ориентировку, воспитывать положительное отношение к совместным играм.
• «Мышки - трусишки». Цель. Побуждать детей действовать в соответствии со словами, учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.
• «У медведя во бору». Цель. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.
Игра для формирования коммуникативных умений
• «Коготки-царапки!». Цель. Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
• «Вместе играем». Цель. Учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
• Игра на адаптацию. «Встретим новую куклу». Цель. Принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие; закрепить имена детей группы; воспитывать доброту, отзывчивость.
• «Ласковое имя». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
• «У птички болит крылышко». Цель. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
• «Наше солнце». Цель. Способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
• «Покажу, как я люблю». Цель. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
• «Кто пришел к нам в гости?». Цель. Способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
• «Передай мяч». Цель. Учить взаимодействовать со сверстниками.
• «Ласковый ребенок». Цель. Продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Сюжетно – ролевые игры
• «Делаем прическу кукле Маше».Цель. Показать новые игровые действия с куклой; вызвать интерес к игре; подобрать необходимые атрибуты к заданной игровой ситуации; вызвать желание помогать.
• «Научим Мишку умываться».Цель. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки. Продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем.
• «Устоим кукле Маше комнату».Цель. Расширять представления детей о предметах мебели и их назначении. Побуждать к активным действиям.
• «Машина едет по улице».Цель. Знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребенка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов. Выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
• «Кормление куклы Маши».Цель. Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
• «Едем в детский сад на машине».Цель. Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
• «Самолет».Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль предмета.
• «Кукла Маша пошла в магазин».Цель. Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
• «Катя простудилась». Цель. Формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.
• «Зайка едет в детский сад».Цель. Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
• «Помоги Мишке собрать игрушки в детском саду».Цель. Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.
• «Кукла в детском саду умывается».Цель. Активизировать и развивать речь детей, закреплять гигиенические навыки детей.
• «Строим дом».Цель. Познакомить детей с профессией строителя, научить детей соору-жать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить словарный запас детей : ввести понятия «постройка», «подъемный кран», «строитель», «строительный материал».
• «Кукла Маша заболела».Цель. Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.
• «В детский сад пришел мастер по ремонту игрушек».Цель. Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.
• «Зверята в детском саду».Цель. Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
• «Лисичка садится обедать».Цель. Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом.
Дидактические игры и игры для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики
• «Назови игрушку». Цель. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек; развивать внимание и память; воспитывать умение играть не ссорясь.
• «Кто у нас хороший». Цель. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей; побуждать называть свое имя; развивать внимание и память, умение подпевать фразы в песне; воспитывать умение играть не ссорясь.
• «Чудесный мешочек». Цель. Закрепить знание названий фруктов и овощей; формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь, развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность.
• «Рыбки». Цель. Развивать ориентацию в пространстве, формировать умение выполнять простые действия, приводящие к конкретному результату, вызвать чувство радости от его достижения, развитие мелкой моторики рук.
• «Знакомство с кормушкой». Цель. Формировать представления детей о жизни птиц зимой, закреплять знания детей о зимних явлениях природы; учить различать птиц: синиц, воробьев, голубей, ворон; развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц; воспитывать сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
• «Подбери по цвету».Цель. Закрепление представления о четырёх основных цветах (синий, жёлтый, красный, зелёный); развивать: способность ребёнка к анализу и классификации предметов по цветам, развивать терпение, усидчивость, умение слышать вопросы воспитателя, продуктивно включаться в игровой процесс, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие предметов.
• «Чей малыш?».Цель. Закрепить представление детей о диких и домашних животных, их детёнышах, развивать зрительную память, логическое мышление, внимание; развивать активную речь детей, формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, воспитывать любовь к животным.
• «Научим Катю убирать игрушки».Цель. Воспитывать привычку по окончании игры расставлять игровой материал по местам.
• «Можно и нельзя».Цель. Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности; учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать, с чем можно играть, а с чем нельзя; помогать детям, самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
• «Покатаемся на лошадке».Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине; развивать внимание.
• «Что растет на грядке». Цель: Учить узнавать овощи; обогащать активную речь детей; дать представление о вкусах, цветовых качеств и форме; развивать вкусовые ощущения.
• «Сенсорный куб». Цель: Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую моторику, коммуникативные способности, сенсорные эталоны; учить детей играть вместе.
• «Что звучит?».Цель. Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно называть их.
• «Помоги матрешке найти свои игрушки».Цель. Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
• «Поставь букет цветов в вазу».Цель. Учить детей группировать предметы по цвету.
• «Что катается, что не катается».Цель. Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от их формы; провести сравнение кубика и шарика.
• «Закрой окошки».Цель. Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
• «Разноцветные человечки».Цель. Учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.
• «Куклы заблудились».Цель. Учить детей группировать предметы по величине.