Татьяна Захар
Картотека игр по формированию доброжелательных взаимоотношений
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: Т. В Бойкова
1. Картотека игр по формированию доброжелательных взаимоотношений
Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Воспитатель: Мы все любим солнышко. Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. А теперь пусть ваш солнечный зайчик побежит по соседу, сидящему с вами рядом: нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, он забрался за шиворот к вашему соседу – погладьте его и там. Вот как много солнечных зайчиков в нашей группе!
Публикация «Картотека игр по формированию доброжелательных взаимоотношений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Игра «Добрые эльфы»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя) : Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.
Разыгрывается бессловесное действо.
Игровое упражнение «Будь внимательным!»
Воспитатель вместе с детьми садится в круг.
Педагог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить, кто во что одет.
Потом члены группы садятся спинами друг к другу.
Ведущий спрашивает, кто как одет, какое у него настроение.
Игра «Общий круг»
Воспитатель собирает детей вокруг себя: «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг).
Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
Игра «Муравьи»
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя) : Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.
Разыгрывается пантомима.
Имитационная игра «Дракон кусает свой хвост»
Дети становятся друг за другом, держась за талию, впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста.
Первый пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные крепко держатся друг за друга.
Игра «Ожившие игрушки»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя) : Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
Игра «Эхо»
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные, звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо.
Первая группа детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания, например:
«Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т. п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает не синхронно, т. е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Игра «Сороконожка»
Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек!
Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки.
Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.
Игра «Заводные игрушки»
Воспитатель просит детей распределиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой - ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и отрепетировать управление пультом».
Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем дети меняются ролями.
Игра «Шторм»
Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы – волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой».
Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.
Игра «Две страны»
Воспитатель распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом.
Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку – будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача – заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит.
Игра «Имена друзей»
Педагог объясняет детям правила игры, которые заключаются в том, что ребенок должен сделать 5 шагов, называя при каждом шаге имена друзей. Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен.
Игру можно усложнить, предложив называть только имена мальчиков или девочек.
2. Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Сентябрь
Тема "Моя семья"
Содержание занятия по развитию речи
Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня"
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т. д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему "Моя семья".
Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра "Семья".
Октябрь
Тема "Мой любимый детский сад"
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.
Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Связь с другими видами деятельности
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на участке детского сада.
Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".
Ноябрь
Тема "Мой район и город, в котором я живу"
Содержание занятия по развитию речи
Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям).
Игра "Магазин сувениров" ("продажа" сувениров Нижегородских мастеров).
Связь с другими видами деятельности
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
Изготовление альбома "Природа моего края".
Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)
Декабрь 1 - 2 недели
Тема "Я и мое имя"
Содержание занятия по развитию речи
Для чего человеку имя? (беседа).
"Полное" и "неполное" имя (игра).
Этюд "Назови ласково".
Связь с другими видами деятельности
Изготовление именных карточек.
Рисование на тему "Мой лучший друг".
Развлечение "Друг в беде не бросит".
Декабрь 3 — 4 недели
Тема "Новый год у ворот"
Содержание занятия по развитию речи
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".
Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).
Акция "Подкормим птиц".
Январь
Тема "Наша Родина – Россия"
Содержание занятия по развитию речи
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).
Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".
Пение русских народных песен, частушек, калядок.
Рождественское развлечение.
Народные игры.
Февраль 1 – 2 недели
Тема "Москва – главный город нашей Родины"
Содержание занятия по развитию речи
Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".
"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).
"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).
Связь с другими видами деятельности
Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями).
Конструирование Московского Кремля.
Чтение стихов о Москве.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Февраль 3 – 4 недели
Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)
Содержание занятия по развитию речи
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".
Пение песен об армии.
Связь с другими видами деятельности
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Рассказы пап о службе в армии.
Март
Тема "Очень я люблю маму милую мою"
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Пение песен о маме, чтение стихов.
Связь с другими видами деятельности
Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки "Вместе с мамой".
Апрель
Тема "Наши космонавты"
Содержание занятия по развитию речи
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра "Космонавты".
Связь с другими видами деятельности
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.
Май
Тема "Этот День Победы"
Содержание занятия по развитию речи
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)
Связь с другими видами деятельности
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.