Надежда Петрейкина
Картотека игр по формированию безопасного поведения в быту
▼ Скачать + Заказать документы
«Подбери игрушку Танюшке».
Задачи: Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал: игровая карта с изображением девочки; картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать из предметов, те, которыми можно играть, объяснить, почему нельзя играть остальными.
«Опасные ситуации»
Задачи: Закреплять представление об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способов поведения в них.
Публикация «Картотека игр по формированию безопасного поведения в быту» размещена в разделах
Материал: Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с опасными ситуациями дома.
Ход игры: Дети поочередно бросают кубик и находят выпавшее число на игровом поле. Рассматривают картинку и объясняет изображенную ситуацию. Воспитатель просит найти выход.
«В мире опасных предметов».
Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать самосознание, воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: игровое поле с изображением опасных предметов быта, фишки, кубик.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигает свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«По типу лото».
Задачи: Закреплять знания детей об опасности некоторых бытовых предметов и о их месте нахождения.
Материал: Игровые карты с изображением места нахождения опасных предметов в быту: кухня, комната, ванная комната и др. Карточки с изображением различных предметов быта (электроприборы, острые предметы и т. д.)
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ведущий, который будет вытаскивать карточки. Игроки, закрывая, нужной карточкой свою игровую карту рассказывают об опасности предмета. Кто быстрее закроет свою карту, тот выиграл.
«Часы безопасности».
Задачи: закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.
Материал: часы со стрелкой, вместо цифр картинки с изображением опасных предметов (ёлка, электрическая гирлянда, хлопушки, свеча и т. д.)
Ход игры: Дети по очереди крутят стрелку. На изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.
«Если возник пожар».
Материал: шар (или мяч, стихотворение (подобрать стихотворение можно на любую тему)
Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках ведущего (воспитателя) воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому игроку. Если участник игры замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Ребёнок: Пожар. (передача мяча)
Ведущий: Раз, два, три, четыре-
У кого пожар?
Ребёнок: В квартире. (передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил?
Ребёнок: Утюг. (передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками?
Ребёнок: Играл. (передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели сразу
Кто сушил бельё над?
Ребёнок: Газом. (передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг?
Ребёнок: Листву. (передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые?
Ребёнок: Предметы.. (передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер?
Ребёнок: Ноль один.. (передача шара)
Ведущий: дым увидел - не зевай и пожарных…
Ребёнок: Вызывай.. (передача шара)
«Да - нет»
Задачи: Закреплять правила использования, например предметов которыми пользоваться надо очень осторожно (телевизор, инструменты и др.); формировать умение логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры: На вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет». Сначала выбирается водящий. Он отходит в сторону. Остальные дети договариваются, какое слово они загадают (тему задаёт воспитатель). Затем приходит водящий и задаёт наводящие вопросы: где предмет находиться, какой он? Например: Этот предмет электрический? Он прямоугольный? Играя, первый раз, воспитатель роль водящего на себя должен взять воспитатель.
«Кто больше знает?»
Задачи: Обобщить знания детей о классификации предметов, которые могут быть опасны, о правилах безопасности; развивать память.
Ход игры: Вспомнить и назвать как можно больше электроприборов, колющих, режущих, предметов находящихся на кухне, в комнате, правил безопасности при их использовании…
«Кто больше заметит нарушений».
Задачи: Закреплять знания детей о безопасном поведении, о действиях которые необходимо выполнять в экстренных ситуациях; развивать память.
Материал: заготовленные рассказы, в которых присутствуют нарушения, фишки.
Ход игры:
1 вариант: Кто заметит в рассказе нарушение, должен хлопнуть в ладоши. После этого должен его назвать и исправить ошибку.
2 вариант: Заметив нарушение ребёнок, должен положить перед собой фишку. В конце рассказа он должен назвать нарушения и исправить его.
«Кто больше назовёт действий».
Задачи: закреплять правила безопасности; развивать умение соблюдать поочередность, развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель задаёт тему. Например, пожар. Кто больше назовёт действий, которые надо делать в случае пожара.
«Дидактический кубик»
Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание.
Материал: кубик на гранях которого приклеены картинки, с изображением, например, пожара, затопления, электроприбора и острых предметов.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. И рассказывают о той опасности, которая изображена на выпавшей грани.
Задания могут быть следующие:
- Рассказать о последствиях опасности;
- О предотвращении этой опасности;
- О действиях, которые необходимо выполнять, если такая ситуация произошла.
«Раз, два, три, что может быть опасно - найди».
Задачи: Закреплять представления детей об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода.
Ход игры: Воспитатель или ребёнок отворачивается и считает до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.
«Что мы знаем о вещах?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба, пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры: В игре принимают участие 4 ребёнка, каждый из них берёт себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребёнок) является ведущим. Он поочерёдно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны определить, к какой может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Соедини по точкам» (пособие).
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: Листы с изображением контуров предметов (из точек).
Ход игры: Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Убери на место».
Задачи: Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни и других комнат; картинки – предметы.
Ход игры: На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
- На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом во всей «квартире».
- То же в игровом уголке.
«Так и не так».
Задачи: формировать у детей умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки: с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Ход игры: Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе. Под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребёнка, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Примерное содержание картинок:
Ребёнок сидит, читает, смотрит телевизор, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достаёт игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.
«Сто бед».
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать чувство эмпатии к другому человеку.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребёнком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Мы - спасатели».
Задачи: закреплять представления детей об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать чувство эмпатии.
Материал: Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два внизу); картинки на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: На игровую карту воспитатель кладёт картинку с изображением опасной ситуации. Ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Я иголки не боюсь» (пособие)
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
- собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
- собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
«Опасные предметы»
Задачи: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания к изображениям; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: таблицы с изображениями опасных предметов, цветные карточки.
Ход игры: В игре участвуют 4 ребенка, перед которыми разложены таблицы с изображением опасных предметов и цветные карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о предметах, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Изображение опасного предмета закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4 ребенка, перед которыми разложены таблицы с изображением опасных предметов и цветные карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о предметах, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Рекомендации по использованию игр:
Каждая игра может быть использована для любой темы для занятий по безопасности. В зависимости от выбранной темы будут корректироваться и задачи. Правила можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей группы.
Также многие игры из предложенных могут быть модифицированы (усовершенствованы).
Для изготовления предложенных игр никаких сложных конструкции и специфических материалов не требуется. Поэтому такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.