Светлана Георгиевна Максимова
Картотека игр для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Память - это способность принимать новую информацию и сохранять ее. У ребенка память непроизвольная, он помнит то, что ему интересно. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию. Ребенок мыслит образами. Чтобы запомнить сказку, ее надо прослушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Ребенку трудно запомнить то, что ему неинтересно. А интерес возникает в игре.
Зрительная память
«Какой игрушки не хватает?»
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?" Игру можно усложнить: - увеличив количество игрушек; - ничего не убирая, только менять игрушки местами. Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
"Я - фотоаппарат"
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
«Кто больше запомнит?»
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
«Выложи фигуру из палочек»
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую - либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Игра «Нарисуй фигуру»
Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
«Забывчивый художник»
Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у ребенка, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует то, чего не хватает. Со временем забывчивость у художника будет «прогрессировать» и он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.
Дети могут выступать в этой игре в качестве художника, и уже задачей взрослого будет угадать: «А чего же не хватает?».
«Запомни цифры»
3 5 4 7 8 Ребенку дается задание: посмотри на эти цифры и постарайся запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд. Далее взрослый закрывает цифры, а ребенок должен ответить на вопросы: * какое число находится справа от четверки?
«Непривычный предмет»
Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения. Разместим его на видном месте. Спросим ребенка, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют – попросим отнести его на положенное место.
«Перепутались»
Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял.
«Сложи узор»
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор, потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
«Разрезанные картинки»
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки. Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
«Найди отличия»
Ребенок внимательно рассматривает рисунок, затем на другом рисунке находит отличия.
«Таблица Шульте»
Ребенок должен по таблице показать и назвать цифры по порядку от 1 до 25. В норме должен уложиться в 30 секунд.
«Опиши игрушку!» /образная память/
Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
Слуховая память
«Слушаем и рисуем»
Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая, В
жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка
- В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
«Пары слов» /смысловая память/
Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Дети должны припомнить и назвать вторые слова,
ШУМ - ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА. (Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)
"Каскад слов"
Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т. д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов. 1. Огонь 2. Дом, молоко 3. Конь, гриб, игла 4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь 5. Крыша, пень, вода, свеча, школа 6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб 7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын 8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед 9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки 10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
«Закончи ряд слов»
Предлагаются ряды из трех слов. Затем называют первое слово в каждом ряду, нужно произнести два остальных:
* ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР;
* СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ;
* РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД;
* МУКА - ТЕСТО - БУЛКА;
* ОКНО - КРЫША - ДОМ;
* МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК;
* ДЕТИ - МАМА - ПАПА.
«Запомни и повтори»
Взрослый произносит несколько чисел и просит ребенка повторить. Ряд чисел постепенно удлиняется. То же упражнение можно проводить с цветами, названиями животных, дней недели, месяцев и т. д.
«Повтори ритм»
Взрослый отстукивает ладонями звуки /короткие и длинные/, ребенок должен повторить ритм.
Тактильная память
«Узнай предмет»
Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.
«Закрути вслепую»
Ребенку подбирают несколько баночек с завинчивающими крышками. Ребенок внимательно рассматривает банки. Затем ему завязывают глаза. Он должен вслепую на ощупь найти и закрутить крышку на банку.
«Узнай букву на ощупь»
Ребенок с закрытыми глазами на ощупь должен узнать и назвать букву, сделанную из различного материала.
Развитие долговременной памяти
«Дни недели»
На каждом из кубиков написан определенный день недели. Один из кубиков закатился под диван. Что было написано на нем?
«Месяцы»
На картинках с изображением времен года написаны месяцы года, но некоторых названий не хватает.
Например: зима: декабрь…февраль.
«Учим пословицы и поговорки»
Вспомни пословицы, ориентируясь на рисунки.
Например: «Семь раз отмерь- один раз отрежь.»
«Римские цифры»
Цифра 1-похожа на один палец…
Цифра 5 похожа на галочку, 10- на две скрещенные руки…
«Кто знает больше»
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
«Я положил в мешок.»
В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок. Взрослый начинает игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее.
Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут. " (порядок тот же)
«Снежный ком»
-Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо. – Я налью воду, положу мясо и картошку.
И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник.
«Магазин»
Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов ребенок воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.