Ольга Абакумова
Картотека игр и упражнений по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой русского народа
Пояснительная записка:
Публикация «Картотека игр и упражнений по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой русского народа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Русские народные игры
- Темочки
Изучение русской культуры и истории важно для сохранения национальной идентичности и понимания своих традиций, а игровые формы обучения позволяют детям лучше усваивать материал и развивать разносторонние навыки, включая креативность, коммуникацию, исследовательский подход. Так же обладание знаниями о русской культуре может стать преимуществом в будущем, как в образовании, так и на профессиональном пути. Таким образом, данная картотека является актуальной и востребованной для детей, родителей и педагогов.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. (ФГОС ДО п. 1.4). Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные чувства.
В картотеку включены дидактические настольно-печатные игры, а также народные подвижные игры. Народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста, включенные в данную картотеку, будут способствовать развитию не только моторики, но и активной и пассивной речи, позволят соприкоснуться с историческим прошлым своего народа.
Данные игры подобраны с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, посильны для них. Настольно-печатные игры могут применяться при организации самостоятельной деятельности детей в индивидуальной либо подгрупповой работе, возможно применение при организации занятий-путешествий (выполнение заданий). Подвижные игры могут быть применены при организации двигательной активности на прогулке, некоторые игры могут быть применены в качестве динамических пауз при проведении занятий.
Описание игр
Народные подвижные игры
1. Название: «Жмурки»
Цель игры: упражнение в беге по площадке врассыпную, движении с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы.
Количество участников: от трех
Возраст детей : от четырех лет.
Правила игры: по считалке выбирается водящий, которому завязывают глаза, выводят на середину площадки и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас!
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.
Атрибуты/ материалы к игре: платок/шарф для завязывания глаз.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: участники игры берут в руки игрушки. Это должны быть предметы, которые легко узнать на ощупь. Например: мяч; куб большой, маленький; кегля. Перед тем, как завязать глаза водящему он смотрит на играющих, которые держат в руках предметы. Затем водящему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный протягивает водящему предмет, который он держит в руках и водящий его ощупывает. По предмету он должен угадать кого поймал. Пойманный становится водящим.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.
Где можно играть: в помещении, на улице.
2. Название: «Карусель»
Цель игры: упражнение в согласовании движений со словами стихотворения, реагируя на словесный сигнал, озвучивание стихотворения в медленном и быстром темпе,
Количество участников:
Возраст детей : от четырех лет.
Правила игры: воспитатель держит в руках обруч с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, а воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» быстро берут ленту другой рукой и бегут в противоположную сторону. Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут ленту на землю и разбегаются по площадке.
Атрибуты/ материалы к игре: обруч с лентами.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: предложить детям взять из коробки билетики на карусель (коробка с круглым отверстием для руки ребенка). Билетики разных цветов, как и ленты от обруча. Ребенок должен найти ленту того цвета, что и билетик. Можно читать уже другое стихотворение:
Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении, на улице.
3. Название: «Горелки»
Цель игры: увертывание в быстром беге от водящего
Количество участников: нечетное количество, от 7.
Возраст детей : от четырех лет.
Правила игры: играющие выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: если играющих в горелки много, то можно стать попарно в две колонны (одна против другой). Впереди колонн, в середине между ними, стоят два горельщика, каждый спиной к своей колонне. Со словами: «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной колонны, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками»
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.
Где можно играть: на улице.
4. Название: «Мы на луг ходили…».
Цель игры: упражнение в построении в круг, выполнение движений в соответствии с текстом.
Количество участников: от пяти
Возраст детей : от трех лет.
Правила игры: дети стоят в кругу, поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки и выполняя движения по тексту:
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)
Мы ромашки рвали, мяты собирали (наклоняются собирают цветы)
Вот так на лугу травы собирали (2 раза)
Задремал на кочке зайчик в холодочке.
Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)
Разбудить хотели в дудочки дудели:
Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)
Зайку мы будили, в барабаны били:
Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)
Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:
Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –
Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)
Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем
Вот так мы с тобой, весело попляшем (2 раза)
Дети парами танцуют вокруг себя. По окончании игры, выбирается новый «зайка».
Атрибуты/ материалы к игре: шапка или маска зайца.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении, на улице.
5. Название: «Солнце»
Цель игры: упражнение в построении в круг и хороводном движении, действиях по сигналу.
Количество участников: от пяти.
Возраст детей : от четырех лет.
Правила игры: В центре круга – «солнце». Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Атрибуты/ материалы к игре: шапочка/косынка с изображением солнца или желтого цвета.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: построение в два круга, движение кругов в разные стороны.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.
Где можно играть: в помещении, на улице
6. Название: «Колечко»
Цель игры: быстрое реагирование на действия других игроков, после сигнала, водящего выход из круга при условии получении колечка (либо задержка игрока с колечком в соответствии с правилами).
Количество участников: от пяти
Возраст детей : от четырех лет.
Правила игры: все сидят на лавочке, выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко! Кто с крылечка сойдет, тот колечко найдет!», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.
Атрибуты/ материалы к игре: колечко/любой маленький предмет.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении, на улице.
Дидактические настольно-печатные игры
7. Название: «Одень куклу».
Цель игры: упражнение в определении и назывании элементов русского народного костюма в процессе одевания куклы.
Количество участников: один-два
Возраст детей : от четырех лет.
Правила игры: детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы. Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».
Атрибуты/ материалы к игре: на каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: одеть куклу в сарафан и рассказать каким видом народной росписи он расписан.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении.
8. Название: «Что было раньше, что сейчас?»
Цель игры: нахождение и подбирание пар картинок с изображениями старинных предметов и современных предметов сходного назначения
Количество участников: один-два
Возраст детей : от четырех до шести лет
Правила игры: предложить детям рассмотреть картинки и разложить по парам. Что сначала было, что потом придумали люди (горшок-кастрюля и т. д.).
Атрибуты/ материалы к игре: набор карточек предметов русского быта, одежды, обуви.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении.
9. Название: «Выложи узор»
Цель игры: выкладывание узоров филимоновской росписи из деталей
Количество участников: от двух
Возраст детей : от пяти лет
Правила игры: составить из отдельных элементов узор филимоновской росписи.
Атрибуты/ материалы к игре: барыня и конь из плотной бумаги, красные и желтые круги, красные, желтые и зеленые прямые линии.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: играть могут 2 ребенка. Детям предлагается одинаковый шаблон, украшенный элементами филимоновской росписи. Педагог предлагает сравнить работы после того, как дети выложат узор: посчитать сколько кружков (колечек, овалов и т. д.) каждый ребенок использовал. Сравнить, у кого каких фигур больше (меньше). Сколько кругов красного (желтого) цвета?
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении.
10. Название: «Собери матрешек»
Цель игры: рассматривание половины картинки и подбор подходящей полвины путем сравнения цветовой палитры и элементов росписи, составление целой картинки из двух частей.
Количество участников: один – два.
Возраст детей : от четырех до пяти лет.
Правила игры: ребенку необходимо правильно подобрать половинки матрешек по узору и размеру.
Атрибуты/ материалы к игре: картинки с матрешками
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно
Где можно играть: в помещении.
11. Название: круги Луллия «Расскажи сказку».
Цель игры: составление повествовательного пересказа по содержанию русских народных сказок с опорой на расположение в логической последовательности иллюстрации сказки.
Количество участников: один – два.
Возраст детей : от четырех до семи лет.
Правила игры: воспитатель предлагает ребёнку рассказать сказку с помощью круга Луллия, ребёнок крутит нижний круг и рассказывает знакомые сказки опираясь на картинки на круге.
Атрибуты/ материалы к игре: два круга соединённые между собой брамсом в центре.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно
Где можно играть: в помещении.
12. Название: «Мемори – народные промыслы»
Цель игры: правильное определение пар карточек с одинаковыми картинками.
Количество участников: два
Возраст детей : от 4 лет
Правила игры: педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, воспитанники смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый воспитанник открывает по очереди по две карточки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Для запоминания карточек дается примерно 10 секунд.
Атрибуты/ материалы к игре: заламинированные, вырезанные картинки.
Упрощение условий игры/ усложнение условий игры: 1)ведущий показывает играющим карточки по одной и спрашивает: «Что изображено на карточке?». Тот, кто первым правильно назовет предмет народного промысла, получает карточку себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. 2) 5-6 карточек раскладывают на столе рисунком вверх. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот из игроков, кто первым вспомнит, что именно пропало, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Игроки запоминают новый комплект карточек. Задание повторяется.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении.
13. Название: «Найди вещь»
Цель игры: описание предмета как можно точнее, поиск предмета по описанию
Количество участников: от двух.
Возраст детей : от четырех до семи лет.
Правила упражнения : предложить ребёнку описать предмет, не называя его. Тот, кто правильно отгадал, следующим описывает другой предмет.
Атрибуты/ материалы к игре: картинки с предметами - символами России.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: дети могут играть самостоятельно.
Где можно играть: в помещении, на улице.
14. Название: «Придумай окончание сказки».
Цель игры: придумывание нового окончания знакомой сказки.
Количество участников: 5-6 детей.
Возраст детей : от четырех до семи лет.
Правила упражнения : воспитатель начинает рассказывать детям знакомую сказку, например, «Колобок». В конце сказки, когда колобок встречает лису, ребенку нужно придумать другое окончание сказки, чтобы колобок остался в сказке и продолжил свое путешествие.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.
Где можно играть: в помещении, на улице.
15. Название: «Чьи слова?»
Цель игры: упражнение в отгадывании русской народной сказки по ее фрагменту
Количество участников: можно играть всей группой.
Возраст детей : от четырех до шести лет.
Атрибуты/ материалы к игре: дети делятся на две подгруппы. После каждого правильного ответа, подгруппа получает фишку. Команда, у которой больше фишек становится победителем.
Присутствие взрослого/ дети могут играть самостоятельно: присутствие взрослого обязательно.
Где можно играть: в помещении, на улице.