Фидания Султанова
Картотека игр и упражнений по методике Марии Монтессори во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений по методике Марии Монтессори во второй младшей группе
Слова в трех коробочках
Цель: Расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием.
Публикация «Картотека игр и упражнений по методике Марии Монтессори во второй младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Материал: Три одинаковых коробочки с величиной с мыльницу, разных цветов (красный, желтый, зеленый). В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой-искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека.
Описание работы:1 вариант. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Воспитатель просит малыша назвать известные предметы. Если попадаются неизвестные - педагог подсказывает.
2 вариант. Ребенок вынимает из коробки предметы и в беспорядке выставляет на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных-в красную, растения-в зеленую, все, что относится к человеку,-в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место.
Картонные слова
Цель: Расширение запаса слов. Дифференциация слов. Соотнесение плоской фигуры и звучащего слова.
Материал: Коробка с вырезанными из картона фигурками, изображающими животных, растения, предметы быта человека.
Описание работы: Ребенок ставит на стол коробку с картонными фигурами. Он вынимает их по одной и выстраивает в три ряда: в одном – изображения животных, в другом-растений, в третьем-то, что относится к человеку.
Игра в карты
Цель: Расширение запаса слов. Классификация. Обобщение. Сопоставление картинки и названия предмета, на ней изображенного.
Материал: Разнообразные набора карт красного, желтого, зеленого цветов с изображениями различных животных,растений,предметов, относящихся к человеку. В каждой серии есть обобщающая контрольная карта. На не изображены сразу все предметы, живые существа или растения.
Описание работы: 1 вариант. Ребенок раскладывает на столе красные карточки одной серии, разглядывает их и называет, что на них нарисовано. Если попадаются неизвестные, педагог подсказывает.
2 вариант. Ребенок раскладывает красные карточки из нескольких серий. Все карточки перемешиваются. Ребенок упорядочивает все карточки по трем соответствующим сериям, а потом сравнивает с контрольными картами.
Прищепки в корзинке
Цель: Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего). Подготовка руки к письму.
Материал: Корзинка с деревянными бельевыми прищепками. Края корзинки не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменить плоской фигурой и толстого картона.
Описание работы: Ребенок ставит на свое рабочее место корзинку с прищепками. Воспитатель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.
Разноцветные капли
Цель: Развитие мелкой моторики руки. Утончение движения пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка руки к письму.
Материал: На подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечены три перекрестья красного, синего и желтого цвета для каждых четырех ячеек. К этому на подносе стоят три пузырька с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красителями желтого, красного и синего цвета. В каждом пузырьке пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.
Описание работы: Малыш берет с полки поднос с материалом и ставит перед собой. По капле он переносит воду из разных пузырьков в ячейки платформы с помощью пипеток. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью этих же пипеток вода вновь переносится в пузырьки.
Капли в ячейках
Цель: Развитие мелкой моторики. Утончение движения пальцев рук. Подготовка руки к письму.
Материал: На маленьком подносе лежит платформа с ячейками и пипетка с тугим наконечником. Стоит пузырек с чуть подкрашенной водой. Все предметы соответствуют друг другу по цвету.
Описание работы: Ребенок ставит перед собой на стол поднос с материалом. Он берет пипетку и, сжимая ее колпачок тремя основными пальцами, набирает воду из пузырька. Малыш аккуратно переносит пипетку с водой к платформе с ячейками и заполняет ячейку каплями, сжимая колпачок пипетки. После заполнения всей платформы с помощью пипетки отправляются назад в пузырек.
Перекладывание бус пинцетом
Цель: Развитие мелкой моторики. Утончение движения пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.
Материал: На маленьком подносе лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусинами. Бусин в ней ровно столько, сколько ячеек в платформе. Все материалы должны соответствовать по цвету.
Описание работы: Ребенок ставит перед собой на стол поднос с материалом. Он берет правой рукой пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в луночки платформы. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.
Как режут ножницами
Цель: Координация движений руки. Тренировка мышц кисти руки. Концентрация внимания. Подготовка к письму.
Материал: Поднос, на котором лежат ножницы (с тупыми концами) и несколько листков толстой цветной бумаги. На некоторых листках обозначены линии отреза.
Описание работы: Поднос с материалом стоит перед ребенком. Он берет в правую руку ножницы, а в левую лист бумаги и отрезает небольшой кусочек. Позднее малыш начинает резать по линии и выполнять сложные движения по вырезанию узоров.
Шершавые буквы.
Цель: Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.
Описание работы: Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Воспитатель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.
Рамки и вкладыши
Цель: Тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом. Утончение мелкой моторики. Подготовка к письму.
Материал: Две подставки и 10 розовых рамок. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вынимать вкладыши из рамок. Вкладыши представляют собой следующие фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, прямоугольник, трапеция, четырехлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал. Поднос, на котором стоит подставка для цветных карандашей, деревянная квадратная дощечка и такие же по размеру листки белой бумаги.
Описание работы: Рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом. Затем уже с нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается слева направо.
Начало, середина, конец.
Цель: Утончение слуха. Распознавание звуков русского языка, его мелодичного звучания. Умение выделять отдельный звук и определить его место в названии предмета.
Материал: Коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Например, «М». Тогда в коробке лежит машина, медведь, монета, замок, гном. Поднос, разделенный на 3 части.
Описание работы: Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «М» : в начале, в середине, в конце слова и кладет его в соответствующее отделение подноса.
Звуки в кругу
Цель: Утончение слуха. Распознавание звуков русского языка. Умение выделить отдельный звук в контексте слова и определить его место в названии предмета.
Материал: Коробка с маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Предметов должно быть по количеству детей в группе. Поднос разделен на 3 части.
Описание работы: Дети сидят в кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и поднос, разделенный на 3 части. Дети по очереди выходят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек. Затем по просьбе воспитателя каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки-предмета и определяет, где он слышит звук, который назвал воспитатель: в начале, в середине или в конце слова. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. Малыш кладет предмет в соответствующую лунку подноса и определяет их место в контексте слова.
Как «говорят» животные
Цель: Расширение запаса слов. Тренировка в чтении отдельных слов.
Материал: Коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями животных. Во втором-карточки, на котором написаны названия звуков произносимых этими животными.
Описание работы: Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных и объединяет их.
Фигуры из гвоздиков
Цель: Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям точка, отрезок, вершина. Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно-развитие мелкой моторики.
Материал: Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. Карты, с начерченными цветным карандашом геометрическими фигурами.
Описание работы: Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накладывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получилось очертание геометрической фигуры, нарисованной на карточке.
Разрезные картинки
Цель: Складывание целого из отдельных частей. Умение самостоятельно усложнить задачу.
Материал: На подносе лежит картинка и ножницы.
Описание работы: т Ребенок сам разрезает картинку на желаемое количество частей и перемешивает их, а затем складывает в первоначальную форму.
От одного до десяти
Цель: Изучение ряда чисел от одного до десяти
Материал: Треугольная коробка с ячейками. Рядом стоит коробка с количеством пуговиц, соответствующим количеству ячеек в коробке.
Описание работы: Ребенок раскладывает пуговицы в ячейки, будто выстраивая лестницу из красно-синих штанг. При этом сама треугольная коробка лежит перед ним, как эта лестница, то есть прямым углом слева вверху. Малыш начинает заполнять ее с единицы, то есть с нижнего угла, отсчитывая каждый раз и называя вслух необходимое количество пуговиц. Собирая материал после работы в коробку, он делает это в обратном порядке.
Подбор цифр
Цель: Упражнение в различении цифр. Сортировка.
Материал: Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки, на каждой по пять. Набор цифр от 1 до 10 из картона или пластика. Каждой цифры по 5 штук.
Описание работы: Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками и сортирует набор по кармашкам так, чтобы в верхнем кармашке оказались все единицы, во втором кармашке двойки и т. д.
Кубики Никитина или сложи узор
Цель: Умение логически сопоставить цветное геометрическое изображение, выстроить ряд или узор по образцу в одном или разном масштабе. Развитие логического мышления через сенсорное восприятие.
Материал: Набор кубиков Коса в интерпретации Бориса Никитина, набор карт с разными сложностями к ним. Изображения представлены в разном масштабе.
Деревья, листья, плоды
Цель: Узнать листья и плоды соответствующих деревьев; узнать, что некоторые плоды не имеют плодов.
Материал: Коробка с двумя отделениями. В одном-карточки с изображениями и названиями различных деревьев, в другом –карточки с изображениями листьев этих деревьев, мелкие игрушки или естественные плоды.
Описание работы: Ребенок выбирает любую карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листиком и плодом. В процессе работы ребенок понимает, что не все деревья имеют плоды.
Кто где живет?
Цель: Знакомство детей с окружающим миром, со средой обитания животных, растений и людей.
Материал: Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и солнце. Корзинка с маленькими фигурками или картинками.
Описание работы: Детям предлагается украсить картину, расставить фигурки или картинки так, как они существуют в природе. Игра проводиться с одним ребенком или с группой детей.
Моя рука, моя нога
Цель: Изучение строения человеческого тела на самом человеке. Интуитивное чтение, пополнение словарного запаса.
Материал: Таблички длиной в 15 см и шириной в 5 см, на которых нарисованы части тела человека: рука, нога, живот, голова, спина и т. д.
Описание работы: игра проводится с группой детей в кругу. В центр кладется коврик. Воспитатель предлагает взять себе одну из табличек. Одному из детей предлагают лечь на коврик, расставив руки и ноги. Дети по очереди выходят в круг и кладут свою табличку на лежачего ребенка.
Конструктор-план
Цель: Научиться работать с планом местности и соотносить реальные предметы и их условные изображения.
Материал: Маленькие домики, мосты, деревья; река, дорога, озеро, вырезанная из картона; картонное или фанерное игровое поле; набор карточек с планами, бумага, карандаш.
Описание работы: Ребенок выбирает любую карточку с планом и располагает любые игрушки на поле в соответствии с планом.
С утра до вечера
Цель: узнать, что люди делают утром, днем и вечером. Понять, что день делится на части.
Материал: Большой картонный круг, разделенный на 4 равные части. Внутри круга 4 одинаковых картинки : домик и небо над ним в разное время суток. Коробка с картинками занятий людей в разное время суток.
Описание работы: Ребенок раскладывает картинки к соответствующему времени суток.