Алина Шевелёва
Картотека игр для закрепления порядкового счёта детей дошкольного возраста, в том числе воспитанников коррекционных групп
▼ Скачать
Примерные упражнения для закрепления порядкового счёта в пределах первого десятка.
Порядковый счёт, как правило, усваивается детьми медленнее, чем обычный. Поэтому важна система регулярных упражнений, учитывающая разнообразие линейного расположения объектов в ряду по отношению к разным элементам ряда. Особенно это касается детей с особенностями развития-такими, как выраженная ЗПР, ЗПР, ОНР и пр. Ниже приведён список возможных заданий, которые можно использовать в процессе совместной образовательной деятельности по ФЭМП. Конечно, процесс усвоения проходит намного легче, если эти задания предлагаются дозированно и в игровой форме. Полезно использование системы упражнений и в процессе режимных моментов- например, дежурстве или уборке игрушек и пр.
Публикация «Картотека игр для закрепления порядкового счёта детей дошкольного возраста, в том числе воспитанников коррекционных групп» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Порядковый и обратный счет
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
С использованием геометрических фигур:
1. Выложи фигуры в ряд, посчитай.
2. Назови цвет и форму первой и последней фигуры.
-Пятая- это последняя?
3. Найди в ряду одинаковые фигуры. Они которые по счёту? Сколько их?
-Которые по счёту одинаковые по цвету/ величине фигуры?
4. Перемести фигуры так, чтобы треугольники были, например, вторым и восьмым.
Покажи не первый/не последний, не средний треугольник.
5. Посчитай фигуры через один; обратно; по порядку (т. е. порядковым счётом).
6. Назови фигуру, стоящую за- перед- после- до- между указанными.
-До/ после которой фигуры по счёту стоит названная? Между какими фигурами стоит четвёртая (пятая, третья и т. п. ?
-Назови фигуру/ фигуры, стоящие после пятой, но перед седьмой (девятой).
С использованием игрушек или картинок по осваиваемой лексической теме:
1. «Первый-последний».- различные манипуляции с первой и последней картинками (Что первое? Последнее? Сделай первой указанную картинку. Сделай последней указанную картинку. Поменяй первую и последнюю местами. Что теперь первое? Последнее).
2. «Куда села бабочка (самолёт, упал мяч, что взял малыш и пр.)»-на любую из выложенных в ряд картинок кладётся игрушка. Ребёнок считает, на которую по счёту.
По заданию бабочка (или пр.) "перелетает" со своей картинки на названную, и ребёнок определяет, на которой по счёту картинке бабочка теперь.
Бабочка "летит" на картинку, которую не называют, только произносят её порядковый номер (н-р, на четвёртую). Ребёнок называет предмет на картинке.
3. «Парад картинок ("картинки идут гулять" и т. п.)»-кто идёт первым? Вторым? Третьим? И т. п.
Который по счёту указанный предмет (картинка?
- Картинки гуляли, друг друга обгоняли. Указанная картинка стала первой (второй, третьей и т. п.). Какой по порядку стала картинка, которую обогнали?
- Формируется ряд картинок по заданию : утка идёт первой, а курица последней (пятой). Петух идёт третьим, а гусь перед петухом. Индюк идёт после петуха… А теперь назови всех по порядку.
4. «Что изменилось?»(ребёнок закрывает глаза или поворачивается вокруг себя, взрослый меняет картинки местами)-отвечая на вопрос, ребёнок должен назвать предыдущий и настоящий порядковый номер картинки, затем сделать, как было.
5. «Найди лишнее». Кто/ что в ряду лишнее? Которое оно по счёту?
6. Назови, которые по счёту все предметы с каким-либо общим признаком (посуда с ручкой, н-р, или животные с рогами, или одежда с рукавами и т. д.)
7. Назови, которые по счёту : тот, кто мычит, тот,кто лает, тот кто кукарекает? (то, из чего пьют, то, чем едят, то, чем режут- и т. д., в соответствии с лексической темой).
8. Сделай так, чтобы травоядные (верхняя одежда, чайная посуда, например- предметы, объединённые общим признаком среди других предметов лексической группы) стояли в ряду 2-м, 5-м, 8-м. Назови не первый и не последний предмет среди них.
9. Сделай так, чтобы корова была второй, кот четвёртым, а собака восьмой (аналогично конкретно указать названия любых предметов в пределах другой лексической группы). Назови не первый и не последний предмет среди них.
10. Посчитай предметы через 1, обратно, по порядку.
11. Назови предметы, стоящие ЗА., ПЕРЕД, ПОСЛЕ, ДО… пятого (или любого по порядку) предмета / картинки, МЕЖДУ третьей и шестой, например, картинками.
-ДО/ПОСЛЕ, МЕЖДУ какого предмета стоит шестой, например, предмет / картинка?
-Назови предмет/ картинку, стоящие после пятого, но перед седьмым (восьмым и т. д.) предметом.
С использованием цифрового ряда (над каждой или под каждой картинкой/фигурой выкладываются цифры по порядку)-
Посмотри на цифру, расскажи, которая по счёту картинка под ней. Сделай эту картинку первой, последней- которая она теперь по счёту? Сделай картинку второй, третьей и т. п. Поменяй картинку местами с соседней- какая по счёту она теперь? Закрой глазки. Что изменилось? (отвечая, указать порядковый номер фигуры). Сделай, как было.