Ирина Агафонова
«Картотека игр для работы с картиной». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Выполнили педагоги высшей
квалификационной категории:
Иванцова Н. И.
Агафонова И. Е.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речии: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Публикация «„Картотека игр для работы с картиной“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.
Это способствует созданию у дошкольников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей дошкольного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на занятиях и в свободной деятельности речевых игр очень привлекает и радует дошкольников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение. Я предлагаю вашему вниманию подборку игр, которую очень активно использую в своей работе
СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА
Цель: Формировать умение видеть необычное в знакомом, в привычном.
Обогащение речи эпитетами, метафорами, сравнениями.
Оснащение: сказочная птица, набор птичьих перышек, репродукция выбранной картины.
I вариант: Описание образов с помощью поэтического слова.
II вариант: Выделить объект по картине и сравнить его по какому-либо
характерному признаку с другим объектом: Царевна прекрасная, как цветок; снежинки кружатся, как балеринки.
Ход: Прилетела сказочная птица. Дети украшают её хвост словами- перышками.
БЕРЕЗКИ - МОДНИЦЫ
Цель: Обогащение речи метафорами, сравнениями, глаголами.
Оснащение: березки в разное время года, разноцветные бантики, репродукция выбранной картины.
I вариант: Умение описывать предмет, находя его существенные
признаки.
II вариант: Умение согласовывать существительные со словами-
действиями: листок кружится, дерево качается,.
Ход: Дети наряжают березку бантиками-словечками.
ЦВЕТЫ НАСТРОЕНИЯ
Цель: Развитие эмоционального чувственного мира и. передача его словом.
Оснащение: сказочный образ цветов с разными настроениями, сказочный образ бабочек с разными настроениями, эльфы.
I вариант: Подбор эпитетов к объекту: добрая, красивая, улыбчивая,
II вариант: Нюансы смысла слова: грустный, печальный,.
Ход: Словечки-эльфы летят к цветам-эмоциям, в зависимости от поставленной задачи.
ОГОРОД НАСТРОЕНИЙ
Цель: Способствовать развитию понимания эмоций и чувств у себя и у других. Учить умению делиться своими впечатлениями, передавать эмоции точным словом.
Оснащение: сказочные образы овощей, пиктограммы настроений,
словечки-человечки, репродукция выбранной картины.
I вариант: Кто такой же?
Кто кому понравится?
II вариант: Кто с кем подружится? И почему? (добрый, ласковый,
нежный,.)
ДИАЛОГИ УМНОЙ И БОЛТЛИВОЙ ВОРОН
Цель: Поддерживать интерес и мотивировать детей к заданию
вопросов. Образно-эстетическая характеристика предмета, явления. Работа над умением строить предложения разных типов.
Оснащение: герои- Умная Ворона и Болтливая Ворона, репродукция выбранной картины.
I вариант: Определение места действия и разворачивающихся событий.
II вариант: Выделение объектов по картине и их характеристика.
Ход: Дети берут на себя роль этих героев и от их лица задают вопросы:
р
Где они оказались? Что они увидели? Что их заинтересовало? Что удивило?.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:
«ТУЧКА ПО НЕБУ ГУЛЯЛА, СЛОВА В КАПЕЛЬКАХ РОНЯЛА.»
Цель: Активизировать словарь детей синонимами и антонимами.
Использовать слова в распространенном предложении при составлении рассказов на заданную тему.
Оснащение: кукла-игрушка Мудрая Сова, разноцветные зонтики, слова-капельки.
Ход игры:
Мудрая Сова прилетает к веселой Тучке. Она предлагает детям поиграть с необычной тучкой, у которой капельки-слова одинаковые по значению, но разные по звучанию, а также слова с противоположным значением. Каждая капелька - слово.
Мудрая Сова предлагает придумать рассказ на осеннюю тематику с использованием названных слов в распространенных предложениях.
Выигрывает тот ребенок, который наберет больше слов- капелек на свой зонтик и придумает интересный рассказ с красивыми предложениями.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:
«СЛОВЕЧКИ - ЧЕЛОВЕЧКИ»
Цель:
- Активно оперировать словами одной тематики: мороз, снег, метель, иней, снежинка, буран, вьюга.
- Однокоренными словами: мороз, морозец, заморозки, морозный, морозилка, заморозить, приморозить, отморозить, разморозить,.
- Определять и называть цветовую гамму - предметы, окрашенные в теплые и холодные тона.
Оснащение: кукла-игрушка Хоха, волчок, картонные словечки- человечки двух цветов. Красные - слова одной тематики, синие - однокоренные слова.
Ход игры:
Хоха предлагает детям разбудить спящих во дворце человечков и расселить их по разным залам. Словечки-человечки красного цвета надо поселить в залы, где есть предметы, окрашенные в теплую цветовую гамму, а словечки-человечки синего цвета, где есть предметы холодной цветовой гаммы.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:
«ПОХОЖИЕ СЛОВА»
Цель: Уметь подбирать слова-синонимы:
а)глаголы, например, к слову «бегать»,
б)прилагательные, например, к слову «берёза»,
в)наречия, например, к слову «хорошо».
Оснащение: кукла-игрушка Мудрослов, набор картинок
Ход игры:
Дракон Мудрослов называет слово и предлагает детям подобрать к нему слова, которые обозначают одно и то же действие, но звучат по-разному. Например: бегать - носиться, мчаться, убегать, удирать, улепетывать.
Дракон Мудрослов вносит картину или предмет и предлагает детям обозначить его словом и подобрать к нему слова-описания, близкие по смыслу. Например: берёза - белоствольная, стройная, гибкая, золотая, изумительная, веселая.
Дракон Мудрослов предлагает детям рассмотреть набор иллюстраций и выбрать среди них картинки, которые обозначают хорошие поступки. Подобрать к слову «хорошо» слова-синонимы. Например: хорошо - чудесно, изумительно, прекрасно, удивительно, восхитительно.
Все слова Дракон Мудрослов разбирает вместе с детьми и определяет, удачно ли подобрано слово или нет. За удачно подобранное слово ребенок получает фишку. Побеждает тот ребенок, который больше набрал фишек.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ. СЕРИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.
Цель: Продолжать формировать элементарные знания и
представления о сюжете, его развитии, о композиции повествования (экспозиции, завязке, кульминации, развязке).
Поддерживать и вызывать интерес к эмоциональному осмыслению идеи картины, к мотивированной оценке характера героев.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Цель: Вызывать к непринуждённым свободным высказываниям. Эмоционально воспринимать, осмысливать характер и поступки героев, делая словесные зарисовки, поощрять речевое фантазирование, пополнять и активизировать словарь.
Формировать умение пользоваться яркой образной речью.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО НАБОРУ ОТДЕЛЬНЫХ КАРТИНОК
Цель: Учить детей составлять рассказ по набору отдельных картинок, объединяя единым содержанием. Используя набор картинок по заданной теме, составлять как можно больше осмысленных предложений.
СЕРИИ КАРТИНОК: «А ЧТО ДАЛЬШЕ?»
Цель: Способствовать пониманию смысла и содержания
картинок. При составлении рассказа способствовать формированию объяснительной и доказательной речи, предоставляя ребенку возможность реализовать свои знания путем высказывания собственного мнения. Поощрять образное мышление и речевое творчество ребенка.
Продолжать учить составлять конец к рассказу, не нарушая сюжетной линии.
РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК
Цель: Продолжать учить составлять рассказ-описание, придумывая характеристику их облика. В случае затруднения предлагать модель-схему. Упражнять в умении располагать слова в предложении в логической последовательности, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Стимулировать употребление эпитетов, сравнений.
РАССКАЗЫ С ОПОРОЙ НА ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ В ДЕФОРМИРОВАННОМ ТЕКСТЕ.
Цель: Учить детей последовательному рассказу с опорой на предметные картинки в деформированном тексте. Совершенствовать умение пользоваться разными видами предложений: простыми, сложносочинёнными, сложноподчиненными.
Закреплять умение согласовывать слова в предложении, в роде, числе и падеже.