Ольга Зинина
Картотека «Формирование здорового образа жизни в играх-экспериментированиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
«Формирование здорового образа жизни
в играх – экспериментированиях».
Для детей среднего и старшего возраста.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи и я запомню.
Дай попробовать – и я пойму»
(китайская пословица).
Воспитатель Зинина О. М.
Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности, в период дошкольного развития».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь беречь и защищать с самого раннего возраста.
Понятие ЗОЖ включает - режим дня, сформированные культурно – гигиенические навыки, закаливание, рациональное питание, двигательную активность.
Положительное отношение к ЗОЖ эффективно формируется в ходе игровой деятельности детей. Для закрепления навыков исследования предметов с помощью органов обаяния о вкусе есть следующие игры:
«Загадки и отгадки»
Перед ребенком несколько коробочек от киндер – сюрпризов, в которых кусочки чеснока, апельсина, лимона.
Воспитатель сообщает, что в коробках загадки, а на тарелочках отгадки (каждая коробочка с номером, который соответствует номеру тарелочки). Предлагается понюхать каждую коробочку, и если ребенок отгадает по запаху, что в коробочке, то воспитатель открывает тарелку и подтверждает ответ. Ребенку перед игрой можно предложить с помощью зеркала найти у себя ноздри, переносицу, крылья носа.
Сделать глубокий вдох, выдох. Необходимо научить детей дышать через нос. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшают местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, укрепляет дыхательную и сердечно – сосудистую систему., улучшает ритмы, повышает энергетическое обеспечение мозга.
- Как распознать разные вкусы?
- Что нам помогает это сделать?
Конечно, язычок. На языке есть маленькие присоски, которые определяют вкус.
Игра «Угадай, что ты съел и какого вкуса».
Дети закрывают глаза и отгадывают, кусочек какого фрукта или овоща они съели и какой вкус у этого кусочка.
«Услышь меня!».
Игра на формирование элементарных представлений органов слуха. Спрятав руки за ширму, воспитатель проводит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями – переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу. Дети должны каждый раз определить источник звука.
«Покажи части тела».
В кругу.
Сначала называются и показываются части тела правильно, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей можно показывать: руки, ноги, голову, шею, уши, нос, глаза, рот, волосы, брови, подбородок, щеки, веки, ресницы.
«Снежный ветер».
Ход игры: в правую (левую) руку уберем трубочку для коктейля, подносим ее к подносу с манной крупой, слегка прикасаемся к трубочке губами и тихо дуем в нее. Получается ветер, который поднимает и кружит, например «снежинки».
Цель игры: учить регулировать вдох и выдох при работе с трубочками для коктейля. Знакомство со свойствами сухой манной крупы. Расширять словарный запас (сыпучая, легкая, состоит из мелких частиц – крупинок).
Исследование свойств воды (растворяет вещества, меняет свой вкус, можно рассмотреть на примере соли и сахара. Здесь можно обсудить пользу умеренного, неумеренного употребления этих продуктов. Это сформирует представление о правильном питании.
«Определение жира в пище».
Детям необходимо показать, что некоторые продукты (колбаса, мясо, сыр, сосиски, торт) имеют большое количество жира и требуют осторожности в употреблении, а морковь, яблоко, огурец являются нежирными и не требуют ограничений – их можно есть много.
«Значения кальция в организме».
На примере яичной скорлупы, можно показать роль кальция для здоровья.
Эксперимент. Растворить скорлупу яйца в уксусном растворе (кальций, входящий в ее состав обеспечивает такие свойства, как твердость, прочность, без него скорлупа стала мягкой, непрочной). Если сравнивать с организмом человека, то необходимо вместе с детьми сделать вывод: кальций нужен для того, чтобы кости были прочными, для нормализации деятельности эндокринной, мышечной и нервной систем, для обеспечения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Игры и опыты с применением природных компонентов: ветра, солнца, воды.
Игры с ветром:
- «Цветочные ленточки». Бег с ленточками (длина 1 м) по направлению ветра, против ветра, но так, чтобы ленточка не касалась земли.
- «Не дай шару упасть!»
Надо дуть на воздушные маленькие шарики или мыльные пузыри, тормозя их движение на землю. Побеждает тот, кто дольше удержит свой шар (пузырь) в воздухе.
«Игры с песком»
- 1 способ: смешиваем песок с водой, сооруди замок ладошками.
- 2 способ: сделай эту работу с помощью совочка, лопатки, формочек.
«Опыт на сравнение, как качество предметов влияют на движение».
Инструкция: сравни, где бежать легче, быстрее
- по плану или асфальту;
- по песку мокрому, сухому.
«Игры с солнцем»
- «Поймай солнечный зайчик!»
Найди, с помощью зеркала солнечного зайчика, подвигай его, погоняй зайчика друг за другом.
Опыты:
- Как можно посмотреть на солнышко?
- Рассмотрим солнышко через закопченное стекло.
«Игры с камнями»
- «В гостях у сказки».
Выложи из камешков сказочных героев.
- «Перейди болото».
Прыгаем по камешкам.
«Игры с водой»
- «Мои ладошки большие» - наполни емкость водой, перенеси ее в ладошках.
Опыты:
- «Тонет – не тонет» : погружай в воду различные предметы.
- «Растворяем или нет?» - используй воду теплую и холодную, растворяя в ней сахар, соль, гуашь, муку. Погружая в нее песок, лед, камешек.
- «Сколько капелек в ложке?»
- Измерение средством пипетки.