Клавдия Текуч
Картотека дыхательных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
Составила воспитатель
МБДОУ МО
г Краснодар Д/с №60
Текуч К. И.
№ 1. «Дышим по- разному».
Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Публикация «Картотека дыхательных упражнений» размещена в разделах
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками.
№2. «Свеча».
Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.
Внимание на живот.
Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см.
Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно.
Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.
№ 3. «Весёлые шаги».
Ходьба по комнате или на свежем воздухе.
Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох.
Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет.
Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.
№4 .«Ветер и листья»
1. Исходное положение: стоя, руки подняты вверх
2. Сделать вдох и задержать дыхание
3. На выдохе, раскачивая руками в стороны продолжительно произнести «ф-ф-ф»
4. Сделать вдох.
5. На выдохе произнести несколько раз «п-п-п», и постепенно опустить руки вниз.
№5. «Подуй на пальцы»
1. Пальцы собрать в щепоть и поднести ко рту
2. Сделав вдох носом, подуть короткими активными выдохами.
№6. «Мышка принюхивается»
1. Сделать несколько коротких вдохов носом,
2. затем ненадолго задержать дыхание,
3. после сделать продолжительный выдох.
№7. «Ветер»
Дует лёгкий ветерок ф-ф-ф
И качает так листок ф-ф-ф Выдох спокойный.
Дует сильный ветерок ф-ф-ф
И качает так листок ф-ф-ф Активный выдох.
Листочки на дереве висят
Листочки детям говорят
Осиновый а-а-а
Рябиновый и-и-и
Берёзовый о-о-о
Дубовый у-у-у
№8. «Аромат цветов».
1. Сделать спокойный вдох,
2. Задержать дыхание
3. На выдохе произнести продолжительно «Ах».
№9. «Оса».
1. Вращать перед грудью указательными пальцами
2. На выдохе продолжительно произнести з-з-з.
№10. «Пожалеем Мишку»
1. Дуть на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил
равномерной струёй.
№11. «Шарик»
Шарик мой воздушный
Какой ты не послушный
Зачем ты отвязался Поднять руки вверх- сделать вдох
Зачем помчался ввысь? Медленно опускать вниз- длительный выдох с произнесением
Вернись, скорей вернись. Ш-ш-ш
№12. «Шарик» (по Б. Толкачеву)
Надувала кошка шар, Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох,
А котенок ей мешал: стараясь не поднимать плечи.
Подошел и лапкой – топ! Животик должен стать круглым,как шар.
А у кошки шарик – лоп! После небольшой задержки дыхания происходит продолжит
Ш-ш-ш… продолжительный выдох с произнесением звука «ш»
Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
№13. «Пузыри»
Эй, мышонок, посмотри, Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри: Перед тем как назвать каждый цвет,
сильно надуть щёки и быстро выдохнуть
Синий, красный, голубой.
Выбирай себе любой. Обе руки вверх, разведя их чуть в стороны.
№14. «Ёжик»
После активного выдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых»,
энергично работая мышцами живота.
№15. «Каша кипит»
Стоя, одну руку положить на живот, другую – на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох.
Опустить грудь, выдыхая воздух, и выпятить живот – выдох.
При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф»
Повторить 3-4 раза.
№16. «Самолетик-самолет»
Самолетик-самолет Ребёнок разводит руки в стороны ладонями вверх.
Отправляется в полет. выдох – «жжж».
Жу, жу, жу, Поворот вправо и выдох-«жжж»
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну. Встать прямо, опустив руки, - пауза
Я налево полечу. Поднять голову – вдох.
Жу, жу, жу, Поворот влево и выдох- «жжж»
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну. Встать прямо и опустить руки - пауза
№17. «Мышка и мишка»
У мишки дом огромный Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх,
потянуться, посмотреть на руки – вдох
У мышки – очень маленький. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову
– выдох с произнесением звука «шшш».
Мышка ходит в гости к Мишке, Ходьба по залу.
Он же к ней не попадет.
№ 18. «Ветер»
Я ветер сильный, я лечу, Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос
Лечу, куда хочу :
Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и подуть. Хочу – налево посвищу.
Могу подуть направо, Голова прямо – вдох. Голова направо- выдох, губы
Трубочкой.
Могу подуть вверх – в облака, Голова прямо - вдох через нос, опустить голову,
подбородком касаясь груди, - спокойный глубокий выдох
через рот.
А пока – я тучи разгоню. Круговые движения руками.
Используемая литература:
1. Н. Нищева «Весёлая дыхательная гимнастика».
2. Н. Г. Коновалова,Л. В. Корниенко: «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста».
3. М. Шетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей».