Елизавета Андреевна Митасова
Картотека для профилактики нарушения осанки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища
Публикация «Картотека для профилактики нарушения осанки в ДОУ» размещена в разделах
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладающего правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены. К основным причинам нарушения осанки специалисты относят: - наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы; - врожденные пороки и родовые травмы; - перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;
- неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна; - нерациональное питание;
- недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;
- гипокинезия – недостаток физической активности;
- подавленное состояние психики.
В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим.
Упражнения в ходьбе по кругу.
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга,
проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25
шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти
отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
«Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25
шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги
мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый
шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает,
песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и
ногою - топ!". Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли
голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки
внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При
выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.
Упражнения в положении "стоя".
«Воробышек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти
назад, сближать лопатки.
«Лягушонок». Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести
кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак",
вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении "кисти к плечам" локти должны быть
прижаты к бокам.
«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти
сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже
уровня плеч.
«Мельница». Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи
развернуты, локти отведены назад, голова прямо.
«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в
И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать
лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.
«Вместе ножки - покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи
назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-
6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.
«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад.
Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз). Плечи
развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении "лежа на спине".
«Здравствуйте – прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать
кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз). При оттягивании носков
рекомендуется слегка разводить пятки.
«Волна». Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5
сек. и отпустить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к
коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
«Пляска». И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги
врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты
к коврику.
Упражнения в положении "лежа на животе".
«Воробышек». Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
«Рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги:
пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек.
(3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
«Лягушонок». Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед.
Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз). В
положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.