наталья мусинова
Картотека дидактических игр
▼ Скачать +Заказ
Кто летает №1
Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.
- Воробей. - Ворона.
- Пчела. - Стрекоза.
- Божья коровка. - Собака.
- Слон. - Кошка.
- Ракета. - Стол.
- Змея. - Облака.
- Орел. И т. д.
Дай определение словам№2
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Публикация «Картотека дидактических игр» размещена в разделах
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
Дай действия словам №3
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…
Наоборот№4
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Где Петрушка?№5
Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.
Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле. Четвертый лишний№6
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
С мишкой №7
Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении
Наглядный материал: медвежонок, кровать
Ход игры:
В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.
Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ
Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой
Разговор по телефону№8
Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.
Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?
Драматизация сказки «Человек и животные»№9
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу
- А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»
Овца сказала: «Я буду давать шерсть»
Собака – охранять дом
Курицы – нести яйца
Петушок – рано утром всех будить.
Отгадай предмет по названиям его частей№10
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Кто у кого?№11
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок : «У коровы теленок, а у козы козленок»
Назови одним словом№12
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение
Игра в слова№13
Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания
Ход игры:
1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.
2. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.
Узнай по описанию№14
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.
Усложнение:
1. дети объясняют свой выбор
2. роль водящего выполняет ребенок
Угадай звук№15
1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c] :
слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…
2. хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].
Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.
Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя
Пес тоскует на цепи
А попробуй отцепи;
В небе коршун кружится
Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
Отгадай-ка№16
Цель:
1. упражнять детей в составлении описательных рассказов
2. развивать умение внимательно слушать товарища
Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.
В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:
Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?
Используй каждое мгновение№17
Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка раза два не надолго прикрывается, ненадолго тушится свет и т. д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.
Вкус и запах№18
1. представь ЛИМОН
• каков он на вкус?
• Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи
• Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
2. нарисуй лимон
3. представь АПЕЛЬСИН
• каков на вкус?
• Как пахнет?
• Какого цвета?
• Что чувствуешь?
4. нарисуй апельсин
5. расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?
Что изменилось?№19
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
1. Описать предмет, которого не стало
2. рассказать о месте, где он стоял
3. на какой звук начиналось название этого предмет
4. в названии каких еще предметов есть этот звук?
Подбери овощи и фрукты по цвету№20
Цель: развитие сенсорики
Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету
Измени предложение№21
Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы
Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе
- Лена поливает цветы, Лена и Коля …
Что у вас?№22
Материал: на каждом столе 1 картинка
Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»
Дети отвечают:
- У нас флаг
- У нас флаги
- У нас дом
- У нас дома
Один и много№23
Материал:
Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов
Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно
- У меня окна
Затем составляют пары картинок по принципу : один – много.
Ласковые слова№24
Цель: активизация ласкательных существительных
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок
И т. д.