Светлана Мельникова
Картотека дидактических игр в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра : «Отремонтируй автобус»
Цель игры: Учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру.
Уточнить форму колёс, окон. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместным играм, отзывчивость.
Материал: Изображения автобуса синего, зеленого красного и желтого цвета
колёса таких же цветов как автобусы.
Ход игры: Колёса и окна должны соответствовать размеру и цвету автобуса.
2. Дидактическая игра : «Закончи ряд»
Цель игры: Развить логическое мышление, внимание.
Публикация «Картотека дидактических игр в младшей группе» размещена в разделах
Материал: Карточки из картона, геометрические фигуры из пористой резины.
Ход игры: Ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.
Усложнения: изменение линии дорожки; одновременное использование фигур, отличающихся по разным признакам (цвет, форма, величина).
3. Дидактическая игра : «Почини машину»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру.
Уточнить форму колёс. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместным играм, отзывчивость.
Материал: Изображения автобуса синего, зеленого красного и желтого цвета колёса таких же цветов как автобусы.
Ход игры: Колёса должны соответствовать размеру и цвету машин.
4. Дидактическая игра : «Лото»
Цель: Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный, форму геометрических фигур.
Материал: лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур, 6 картинок с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель просит помощь медвежонку расставить геометрические фигур на место, воспитатель показывает по очереди – желтую, зеленую, красную, синею геометрическую фигуру, ребёнок рассматривает и накладывает на карточку геометрическую фигуру такого же цвета.
5. Дидактическая игра : «Подбери к деревьям листочки»
Цель: Закреплять умение называть и различать цвет.
Материал: силуэты деревьев 4 основных цветов, листики разного цвета.
Ход: играют 2-4 ребенка. Воспитатель просит детей собрать листики одного цвета на дерево такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
6. Дидактическая игра : «Ежики потеряли грибочки»
Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов: цвета, величины.
Материал: Ёжики вырезанные из пористой резины разных цветов и грибочки.
Ход игры: На столе выкладываются: ёжики (красный, зелёный, синий, желтый). Ребёнку нужно выложить на каждого ёжика яблочко по цвету.
7. Дидактическая игра : «Чаепитие»
Цель: Научить различать и называть основные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Материал: Силуэты посуды разных цветов.
Ход игры. Ребёнку предлагается силуэты посуды. Учить детей подбирать к силуэту кружки силуэт блюдца такого же цвета.
8. Дидактическая игра : «Разноцветное лото»
Цель: Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный.
Материал: лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур, 6 картинок с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель просит помощь зайчику расставить геометрические фигуры на место, воспитатель показывает по очереди – желтую, зеленую, красную, синею геометрическую фигуру, ребёнок рассматривает и накладывает на карточку геометрическую фигуру такого же цвета.
9. Дидактическая игра : «Матрешки»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: Матрешки из картона с геометрическими фигурами.
Ход игры: Ребёнок берёт матрешку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
10. Дидактическая игра : «Цвет форма».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путем зрительного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами из 4 данных фигур (подобрать квадрат такого же цвета, какой и на картинке).
Материал: Карточки по 4 картинок с изображениями геометрических фигур, 4 картинки с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель просит раставить геометрические фигур на место, чтобы цвет карточки совпадал с геометрической фигурой, воспитатель показывает по очереди – желтую, зеленую, красную, синею геометрическую фигуру, ребёнок рассматривает и накладывает на карточку геометрическую фигуру такого же цвета.
11. Дидактическая игра : «Подбери правильно фигуры».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур. Подбирать и использовать в собственной речи слова – название фигур, круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.
Развивать сенсорные способности детей.
Материал: лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур, 6 картинок с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур.
Ход игры: На столе перед ребенком расположены разные геометрические фигуры, разных цветов. Воспитатель просит детей сначала найти красный круг, и приложить на карточку, потом зеленый треугольник, далее желтый квадрат и синий прямоугольник.
12. Дидактическая игра : «Собери светофор»
Цель: Научить различать и называть основные цвета: учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Материал: Макет светофора из картона
Ход игры: Ребенку предлагается макет светофора, он должен правильно собрать светофор.
13. Дидактическая игра : «Цвет форма».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путем зрительного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами из 4 данных фигур (подобрать квадрат такого же цвета, какой и на картинке).
Материал: карточке по 4 картинок с изображениями геометрических фигур, 4 картинки с изображениями красных, желтых, синих, зеленых геометрических фигур.
Ход игры: На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры цветные и пластинка, на которой изображены геометрические фигуры. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
14. Дидактическая игра : «Домик для яичко»
Цель: Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный.
Материал: Домики для яичек, яички вязаные разных цветов.
Ход игры: Детям предлагается контейнер с разноцветными ячейками, ребёнок должен положить яйцо в соответствующий домик.
15. Дидактическая игра : «Стирка».
Цель: Учить детей определять цвет и название одежды, путем зрительного и двигательного обследования.
Материал: Машинки стиральные разных цветов, одежда.
Ход игры: На столе, перед ребенком стоят машинки для стирки разных цветов. Воспитатель просит ребенка разложить одежду по цвету.
16. Дидактическая игра : «Весёлые колпачки»
Цель: Закреплять умение называть и различать цвет колпачков.
Материал: Банка и колпачки разных цветов.
Ход игры: Детям предлагается собрать колпачки по цвету.
17. Дидактическая игра : «Цветные палочки»
Цель: Закреплять умение называть и различать цвет.
Материал: Стаканчики и палочки разных цветов.
Ход игры: Детям предлагается собрать палочки по цвету соответствующий стаканчик.
18. Дидактическая игра : «Подбери к тарелочке столовые приборы»
Цель: учить детей размещать предметы по цвету.
Материал: вырезанные из картона тарелочки, вилки и ложки разных цветов.
Ход: Воспитатель просит детей помощь куклам расставить тарелочки и положить вилку и ложку, показывает детям тарелки и предлагает положить к каждой ложку и вилку и уточняет, что у каждой тарелки есть своя ложка и вилка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
19. Дидактическая игра : «Подбери столовые приборы»
Цель: учить детей размещать предметы по цвету.
Материал: вырезанные из пористой резины тарелочки, вилки и ложки разных цветов.
Ход: Воспитатель просит детей помощь куклам расставить тарелочки и положить вилку и ложку, показывает детям тарелки и предлагает положить к каждой ложку и вилку и уточняет, что у каждой тарелки есть своя ложка и вилка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
20. Дидактическая игра : «Цветные крышки»
Цель: учить детей размещать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различию.
Материал: цветные бутылочки 4 основных цветов, крышки разного цвета.
Ход: играют 2-4 ребенка. Воспитатель просит детей собрать крышки одного цвета в банку такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
21. Дидактическая игра : «Цветные прищепки»
Цель: учить выбирать цвета по наглядному образцу.
Материал: цветные прищепки 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий, ёжики из картона (красного, желтого, зеленого, синего) цвета.
Ход игры: играют 2-4 ребенка. Воспитатель дает детям прищепки разного цвета и просит прикрепить прищепки одного цвета вокруг ёжиков того же цвета.
22. Дидактическая игра : «Найди свой домик».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путем зрительного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами из 4 данных фигур.
Материал: Домики с изображениями геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель просит расставить геометрические фигур на место, в свой домик, чтобы цвет геометрической фигура совпадала, ребёнок рассматривает и накладывает на домик геометрическую фигуру.
23. Дидактическая игра : «Цветы»
Цель: Закреплять умение называть и различать цвет.
Материал: Цветы 4 основных цвета, божьи коровки разного цвета.
Ход: играют 2-4 ребенка. Воспитатель просит детей собрать божьих коровок и посадить на цветочек такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
24. Дидактическая игра «Кто, что ест».
Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Материал: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).
Ход: Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками животных и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.