Наталья Матвеева
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников.
Дидактические игры экологического экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое от ношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они рас ширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данную картотеку рекомендуем внести в программу по направлению «Познавательное развитие» и использовать ее в режиме дня для старших и подготовительных групп в целях экологического воспитания дошкольников.
№1
Тема: Отгадай и нарисуй
Цель: развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал : палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)
Методика проведения: воспитатель читает стихотворный текст, дети рисую палочками на снегу или песке, кто проговорился тот выбывает из игры.
№2
Тема: Чьи семена?
Цель: упражнять детей дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность
Дидактический материал : карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
№3
Тема: Детки с какой ветки?
Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал : карточки с изображением листьев березы, осины и т. д. ; карточки деревьев.
Методика проведения: на улице или в групповой комнате выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
№4
Тема: Какое насекомое, назови?
Цель: формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жук, кузнечик…
Дидактический материал : разрезанные картинки.
Методика проведения: дети на скорость должны собрать картинку, назвать насекомое. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки.
№5
Тема: найди такой же цветок
Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал : настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения: детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
№6
Тема: Кто как поет?
Цель: формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенности птиц.
Дидактический материал : аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птиц.
Методика проведения: звучит аудиозапись птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
№7
Тема: Угадай весенний цветок.
Цель: слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал : стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называет его.
№8
Тема: Что в корзинку мы берем?
Цель: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды пор месту их выращивания. Сформировать представления о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал : медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, грибов, а так же корзинок.
Методика проведения: у одних детей – медальоны, изображающие разные дары природа. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плода под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи огорода и т. д.). выигрывает тот, кто выполнил это условие.
№9
Тема: Воздух, небо, земля.
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал : мяч
Методика проведения:
1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода – обитатели рек, морей, озер и океанов.
№10
Тема: Угадай, что в мешочке?
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Дидактический материал : овощи и фрукты характерной формы и различной плотности : лук, свекла, помидор, слива, яблоко и т. д.
Методика проведения: играть можно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерными признаками.
№11
Тема: Природа и человек.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Дидактический материал : мяч.
Методика проведения: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес. Уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком?» спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой?» спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
№12
Тема: Выбери нужное
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Дидактический материал : предметные картинки.
На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты, кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
№13
Тема: Где снежинки?
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Дидактический материал : карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, пар, снежинки и т. д.
Методика проведения: дети идут по хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, туча, дождь, снежинка и т. д.
№14
Тема: Прилетели птицы.
Цель: уточнить представления о птицах.
Дидактический материал : стихотворения о птицах.
Методика проведения: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
№15
Тема: Когда это бывает?
Цель: учить различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал : на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени, зимы, стихотворения временах года.
Методика проведения: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезоны, о котором говорится в стихотворении.
№16
Тема: Звери, птицы, рыбы.
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал : мяч.
Методика проведения: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой- нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря : «Вот птица. Что за птица?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей.
№17
Тема: Угадай, что где растет?
Цель: уточнить знание о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал : мяч.
Методика проведения: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.