Ирина Харитонова
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр для детей старшего возраста на закрепление знаний о природе,явлений,природных материалах и многих продуктах, животных.
Список:
1. Игра «Воздух, земля, вода»
2 Игра. Угадай, что в мешочке?».
3 Игра "Выбери нужное»
4. Игра «Выбери нужное»
5. Игра Что в корзинку мы берем».
6. Игра Природа и человек»
7. Игра «С какой ветки детки?»
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
8. Игра «Угадай, что где растет».
9. Игра «Звери, птицы, рыбы»
10. Игра «Весной, летом, осенью».
11. Игра Сложи животное»
12. Игра «Что из чего сделано?»
13. Игра Вершки – корешки»
14. Игра Угадай – ка».
15. Игра Съедобное – несъедобное
16. Игра Цветочный магазин».
17. Игра Береги природу»
18 Игра Узнай птицу по силуэту».
19. Игра «Живое – неживое»
20. Игра «Я знаю»
1. Игра «Воздух, земля, вода»
Задача: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
2 Игра. Угадай, что в мешочке?».
Задача : Формировать умение у детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Ход игры:
Вы знаете игру «Чудесный мешочек», играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
3 Игра "Выбери нужное».
Задача: закреплять знания о природе и их свойствах. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры:
на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д
4. Игра «Выбери нужное».
Задача: закреплять знания о природе и их свойствах. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры:
на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
5. Игра Что в корзинку мы берем».
Задача: закреплять у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Развивать умение различать плоды по месту их выращивания.
Развивать умение у детей в представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры
У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
6. Игра Природа и человек»
Задача: закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры:
воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
7. Игра «С какой ветки детки?»
Задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников. Развивать умение подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры:
Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
8. Игра «Угадай, что где растет».
Задача: Формировать знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры:
дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
9. Игра «Звери, птицы, рыбы»
Задача: закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)
10. Игра «Весной, летом, осенью».
Задача: Формировать знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью. Формировать умение классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры:
дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
11. Игра Сложи животное».
Задача: закреплять знания детей о домашних животных. Развивать умение описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).
Ход игры:
один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца
12. Игра «Что из чего сделано?»
Задача: Формировать умение детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т. д.
Ход игры:
дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет
13. Игра Вершки – корешки»
Задача: Формировать у детей умение составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
14. Игра Угадай – ка».
Задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; Уточнять знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры:
На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
15. Игра Съедобное – несъедобное».
Задача: закреплять знания у детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры:
на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
16. Игра Цветочный магазин».
Задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Формировать умение у детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ходи игры:
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
17. Игра Береги природу».
Задача: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры:
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
18 Игра Узнай птицу по силуэту».
Задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры:
Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
19. Игра «Живое – неживое»
Задача: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры:
Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседа
20. Игра «Я знаю».
Задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.